Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия начала производить СПГ в Арктике, стремясь захватить мировое лидерство

© AFP 2017 / Maxim ZmeyevХранилище сжиженного природного газа в порту Сабетта, расположенном на побережье Карского моря
Хранилище сжиженного природного газа в порту Сабетта, расположенном на побережье Карского моря
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на все санкции, харизматичный российский лидер продолжал инвестировать в Ямал-СПГ. И 8 декабря состоялась погрузка первой партии сжиженного природного газа. Правительство РФ поставило цель к 2025 году довести производство СПГ до 70 миллионов тонн в год. Если эти планы будут реализованы, Россия приблизится к крупнейшему мировому экспортеру Катару.

Россия начала производство сжиженного природного газа (СПГ) в Арктике. 8 декабря была завершена первая погрузка в специальный танкер-ледокол, который может бороздить просторы Северного Ледовитого океана. Сам президент Путин выразил намерение ускорить развитие этой сферы. Цель России в том, чтобы усилить мировое влияние в области экспорта СПГ, которым ранее она практически не занималась. Сможет ли Россия сохранить конкурентоспособность в области производства арктического СПГ, требующего серьезных расходов на развитие, на фоне мирового увеличения производства этого вида газа? Стартовал проект, который может повлиять на будущее России, обладающей богатыми природными ресурсами.


Перелет из Москвы занимает примерно три часа. Пункт назначения — Сабетта, расположенная на полуострове Ямал, где Россия развивает производство СПГ. Ямал, на местном языке означающий «край Земли», располагается на 71 параллели. Зимой температура там опускается до минус 40-50 градусов.


Поскольку это Арктика, в декабре сумеречно даже днем. Факелы, горящие на СПГ-заводе, освещают город, покрытый снегом.


На «краю Земли» полно заводов


Реализацией СПГ-проектов на Ямале занимается корпорация «Новатэк». Сумма инвестиций составляет 27 миллиардов долларов. Построено три технических линии производства СПГ. 5 декабря была запущена первая техническая линия.


На данный момент ежегодные объемы производства составляют 5,5 миллиона тонн. К 2019 году производство будет увеличено в три раза до 16,5 миллиона тонн. Танкер с первой партией СПГ отправился в Европу по Северному морскому пути. Всего в декабре планируется отправить четыре танкера. Основным покупателем является Китай.


8 декабря президент Путин посетил завод и осмотрел базы, а также порт при 30-градусном морозе.


Он высоко отозвался об этом проекте, подчеркнув, что Россия подтвердила статус энергетической державы. «Это необходимо не только для разработки природных ресурсов, но и для развития Арктики, а также Севморпути», — заявил он. Также Путин сообщил о планах постройки четвертой производственной линии, которая ежегодно будет выдавать миллион тонн газа.


Россия является крупным экспортером газа, однако большая часть поставляется по трубопроводу в Европу. СПГ производился только на сахалинском заводе, который начал работать в 2009 году. Если удастся развить неосвоенную Арктику, это сможет покрыть истощение ресурсов в уже существующих месторождениях и будет способствовать диверсификации покупателей.


СПГ-производство также планируется запустить и на Гыданском полуострове. Правительство РФ поставило перед собой цель к 2025 году довести производство СПГ до 70 миллионов тонн в год. Если эти планы будут реализованы, Россия приблизится к крупнейшему мировому экспортеру Катару, который ежегодно производит 77 миллионов тонн.


Во время конференции, прошедшей после церемонии открытия, Путин отметил, что к 2040 году мировое потребление газа вырастет на 40%, при этом доля СПГ возрастет до 70%. Он подчеркнул важность разработки арктических ресурсов, заявив, что одного Сахалина недостаточно.


По словам главы РФ, одна из задач состоит в том, чтобы производить необходимо оборудование в России. Это необходимо для того, чтобы добиться максимальной эффективности. Тем самым Путин подчеркнул, что Россия станет активным игроком на рынке СПГ.


Что касается проекта Ямал-СПГ, то его акционеры — «Новатэк» (50,1%), Total (20%), CNPC (20%) и Фонд Шелкового пути (9,9%).


Из-за экономических санкций, введенных в связи с украинским кризисом 2014 года, под ударом оказалось финансирование. Китайские финансовые органы помогли реализовать этот проект в срок, что говорит о том, что Китай принимает в нем активное участие.


Что касается Японии, то инвестиции JBIC составили 200 миллионов евро. В строительстве завода принимают участие такие японские компании, как «Хитати» и «Тиёда». Компания MOL занимается постройкой специального танкера-ледокола.


Покупатели — Китай и другие азиатские страны


По словам председателя правления и совладельца «Новатэка» Леонида Михельсона, практически все долгосрочные контракты уже подписаны. Основными покупателями станут Китай и другие азиатские страны, которые будут приобретать СПГ по высоким ценам. С Японией долгосрочный контракт еще не подписан, однако Михельсон крайне заинтересован в этом направлении: «В будущем Япония может стать многообещающем потребителем, на которого будет приходиться около 40% от общего объема».


В Камчатском крае изучается проект постройки комплекса по перевалке СПГ, в котором принимает участие японская «Марубэни». Япония может стать одним из покупателей и инвесторов.


В ближайшее время откроются американские и австралийские заводы по производству СПГ. Старший аналитик VYGON Consulting Мария Белова указывает на преимущества Ямал-СПГ: налоговые льготы, государственная поддержка развития инфраструктуры, сокращение сроков поставки и уменьшение расходов на производство благодаря низкой температуре.


При этом она отмечает: «В случае зимней отправки СПГ танкерами в восточном направлении транспортная эффективность снизится. С технологической точки зрения круглогодичные поставки возможны, однако это приведет к росту стоимости». Доходы России на 50% зависят от природных ресурсов. Важно гарантировать доходы от СПГ в средней и долгосрочной перспективе, однако есть сомнения, что России удастся сохранить конкурентоспособность без мощной государственной поддержки.


Танкер, вышедший из Сабетты 9 декабря, получил название в честь президента Total, который погиб в 2014 году во время авиакатастрофы в московском аэропорту, — «Кристоф де Маржери».


Сможет ли Россия влиять на энергетическую карту мира подобно харизматичному президенту, который неизменно инвестировал в Ямал-СПГ, несмотря на санкции? Будет интересно следить за ходом реализации этого проекта.