Я бы с удовольствием отметила эту годовщину закона 1905 года, однако правда в том, что на горизонте светского общества сгущаются тучи.
Речь идет о сложном понятии, которое выходит далеко за границы отношения к религии и, видимо, находится за пределами понимания нашего руководства в связи с недостатком у него политической культуры.
Светское общество — это поиск гражданского мира на фоне признания неспособности религий обеспечить его или даже их склонности порождать насилие (оно в данном случае становится все более неконтролируемым, поскольку оправдывается и сублимируется верой). Но это еще не все. Светское общество — это условие человеческой эмансипации, поскольку оно предлагает заложить в основу суверенитета, легитимности власти и отношений граждан разум, а не подчинение некоему установленному свыше внешнему порядку.
Светское общество опирается на творческие силы человека, его умение выбирать и создавать собственные законы. Именно поэтому оно представляет собой в первую очередь отношение к гражданству, должно рассматриваться в поле отношений человека к другим людям, а не к вере.
Светское общество предполагает, что человек принадлежит лишь самому себе. Он определяется не (одним лишь) полом, цветом кожи, социальным положением и верой, а своим уникальным существованием, тем, что он привносит в мир, что строит вместе с другими людьми. В этом смысле светское общество — это свобода, но одновременно с этим оно представляет собой борьбу с детерминизмом и отчуждением. Именно в этой борьбе рождается свободное суждение.
Кстати говоря, один человек в правительстве Макрона прекрасно отразил этот вопрос. Я даже представить себе не могла, что столь приятный сюрприз сможет преподнести именно Марлен Шьяппа (Marlène Schiappa). Как бы то ни было, 8 декабря она заявила в «Великом Востоке»: «Светское общество — не экуменизм. Это не пирог, который раздается по кускам представителям разных вероисповеданий, в том числе и атеистам. (…) Именно светский характер общества позволяет избежать коммунитаризма. Именно он превращает нас в единую нацию, а не в тысячелистник или совокупность общин». Прекрасно сказано, добавить тут нечего. Только вот столь четкие заявления на эту тематику звучат лишь от нее.
С молодым депутатом от движения «Вперед, Республика!» Орельеном Таше (Aurélien Taché) все обстоит с точностью до наоборот: чугунно-казенный язык превращает его слова о светском обществе в нечто совершенно невнятное. Но оно и к лучшему, ведь если начать вслушиваться, понимаешь, что его позиция означает слепоту по отношению к исламизму и презрение к защитникам светского общества, которых приравнивают к праворадикалам.
В картине мира Орельена Таше исламизма не существует, а Франция представляет собой некую теоретическую страну, где не было направленной против ее образа жизни беспрецедентной волны терактов. Рассуждение о светском обществе ведется без упоминания причин того, почему этот вопрос сегодня стоит так остро. Депутат осуждает «агрессию» защитников светской системы и удивляется, почему вопрос поднимается в столь напряженной обстановке. Иначе говоря, он намекает, что накал страстей не стихает именно по их вине…
Только вот он совершенно забывает тоталитарный характер исламизма, его неприятие того, что мы собой представляем, его стремление подорвать наши гражданские и политические нравы, его ненависть к демократии, женщинам, евреям и всему, что не относится к нему. Он забывает, что эта идеология разжигает пожар не только у нас, а по всему миру. Он забывает возвращение изнасилования как оружия угнетения женщин, восстановление рабства, сброшенных с крыш гомосексуалистов, убийства отказавшихся обратиться в ислам людей… То есть все ужасы жизни под властью исламистов. Он забывает, что желанная исламистами модель общества категорически отвергается всеми французами вне зависимости от их происхождения. В результате его рассуждения о примирении и удивление по поводу текущей напряженности звучат предельно фальшиво и даже наводят на мысль о манипуляции (она выглядит крайне грубой и, следовательно, тем более глупой). Кроме того, молодой человек старательно избегает слова «исламизм», поскольку оно вредит фантазии, которую ему нужно продать: светские фундаменталисты одержимы вопросом мусульман и ислама.
Сам факт постановки на один уровень Шарли и Пленеля в риторике правительства, то есть газеты, которая стала целью политических убийств, символом свободы слова и жертвой исламистской агрессии, и одного из тех, кто позволил узаконить право голоса исламистов и незабвенных «Коренных жителей республики», свидетельствует о достойном сожаления недостатке здравого смысла.
Что еще хуже, это упрощенческое и несправедливое сравнение проводится для того, чтобы дискредитировать защитников светского общества, лишить их легитимности. Ведь именно они — главная угроза для нашей страны. Именно с ними нужно в срочном порядке разобраться. Целый ряд членов правительства делают вид, что сожалеют о напряженности по вопросам светского общества, замалчивая тот факт, что на него устраивают нападки настоящие идеологи, решительно настроенные подорвать наше существование. Ведь в сказочном мире национального примирения правящей партии терроризма больше нет, а пропаганда «Братьев-мусульман» (террористическая организация запрещена в РФ — прим.ред.) и прочих салафитов не создает напряженность в школах, университетах, больницах, на рабочих местах, в профсоюзах и партиях… Проблема — не подъем радикальной религиозно политической идеологии и не все новые преступления, а истерия играющих на страхах защитников светского общества… Боюсь, что если они зашли так далеко в отрицании, падение может оказаться очень болезненным. Президенту и его движению «Вперед!» невдомек, что французы осознают реальность угрозы, и что отрицание (даже если его переименовали в толерантность) лишь усиливает чувство заброшенности.
Если Эммануэль Макрон будет вести себя столь же непоследовательно в этом вопросе, у него не получится примирить Францию. 8 декабря, накануне этой годовщины, представители главных французских религий были приняты в Елисейском дворце, чтобы обсудить… светское общество. Это равносильно разговору о воздержании с порноактером Рокко Сиффреди (Rocco Siffredi)… Эммануэлю Макрону пора понять, что экуменизм и религиозное согласие, разумеется, имеют полное право на жизнь, но никак не касаются светского общества. Не расслабляйтесь, господин президент!