Вымышленное государство Вейшнория, условный противник Союза России и Белоруссии в ходе военных учений «Запад 2017», продолжает свое, пока еще виртуальное, существование и после их окончания. Это неожиданное укрепление способно в дальнейшем сделать Вейшнорию площадкой для целого ряда вполне реальных проектов, в широком диапазоне от консолидации белорусских оппозиционеров до геополитических игр Москвы. В Минобороны Белоруссии так и не назвали авторов идеи Вейшнории.
Вейшнория зажила своей жизнью еще до старта учений — едва только стал известен их сценарий. Почти сразу же пользователи социальных сетей зарегистрировали аккаунт «Министерства иностранных дел Вейшнории», затем придумали символику, флаг, нарисовали паспорта и организовали «прием в гражданство». После военных учений эта нежданная страна продолжила свою жизнь, став игрушкой для взрослых на ленте Facebook. Вскоре возник и «национальный банк» Вейшнории, а с ним и валюта — вейшнорский талер.
При этом Вейшнория живет отнюдь не в роли врага Белоруссии, а, напротив, как желанная демократическая альтернатива режиму белорусского лидера Александра Лукашенко. Были объявлены выборы в Сейм Вейшнории — с программами кандидатов, с агитацией, с голосованием, проходившим в условиях максимальной открытости и с опубликованием результатов. В ходе предвыборных дебатов Россию называли агрессором, а кандидаты обещали легализировать однополые браки и достичь безвизового режима с США и Евросоюзом. Но здесь же прозвучали весьма актуальные для Белоруссии и едва ли возможные на белорусских выборах политические призывы: «За свободу и закон», «За сотрудничество со всеми странами», а также, отразив проблематичную ситуацию с высшим образованием в Белоруссии, «За доступ к образованию».
По мнению украинского политолога Алексея Кафтана, «игра в Вейшнорию» стала способом сброса накопившихся и не находивших выхода политических эмоций, и, одновременно, школой гражданской активности. Сам факт самостоятельной от учений жизни Вейшнории — это идеологический проигрыш России и Белоруссии. Он показывает идеологическую слабость учений и, соответственно, стран-участниц.
Представитель EurasiaNet.org поговорил с некоторыми кандидатами на прошедших в Вейшнории выборах через Facebook. «Я воспринимаю это как параллельную реальность, при которой можно получить некоторые ощущения, которых мы никак не можем получить в нашем реальном суровом мире. Важно лишь то, что мы чувствуем, играя в эту игру. Это очень полезная игра для нашего общества», — сказал один из кандидатов Евгений Барановский.
На вопрос, не опасается ли он реакции белорусских спецслужб, Барановский ответил отрицательно. «К тому времени, когда этим заинтересуются спецслужбы, это движение уже сойдет на нет. Да и всего бояться постоянно нельзя. От такого стресса и умереть можно. Для меня не имеет значения, кому он [сайт] принадлежит, — отметил Барановский.
Учитывая тот факт, что домен *.бел плотно курируется белорусскими спецслужбами, можно предположить, что политические предпочтения, высказываемые «гражданами Вейшнории», серьезно исследуются. Представленная на сайте выборка фактически отражает оппозиционные настроения и позволяет исследовать отклики общества на те или иные лозунги. Обладая такой информацией, можно планировать эффективные контрмеры по взятию ситуации под контроль. Возможны и другие социологические измерения, весьма информативные, и, в силу этого, ценные для белорусской власти.
Несмотря на то, что параллельный мир Вейшнории пока что развивается только в социальных сетях, «это сигнал, что за словами могут последовать и дела», высказал мнение «Белорусский партизан».
Хотя выборы президента Белоруссии пройдут еще нескоро, в 2020 году, Кафтан не исключает, что Вейшнория может дожить до них и сыграть с Лукашенко злую шутку. «Вейшнория может оказаться новым фактором, нарушающим сложившийся баланс [политических сил], и ее, в случае возникновения противостояния, могут использовать обе стороны. В то же время, если Лукашенко изберет лояльность Кремлю, то не исключаю, что Вейшнория станет альтернативной его режиму «белорусской Белоруссией», виртуальной платформой, на которой могут со временем быть выстроены и реальные сценарии. Представьте на секунду донецкий сценарий со знаком +», — сказал Кафтан.
Кроме того, по мнению политолога Сергея Ильченко, Вейшнорию в ее условных границах можно считать и «первой примеркой» Москвы к сценарию поглощения Белоруссии. Ее восточный край повторяет участок линии Керзона, ее территория совпадает с той частью Белоруссии, где большинство избирателей на выборах 1994 года поддержали соперника Александра Лукашенко, прозападного демократа Зенона Поздняка, ныне политэмигранта.
«Москва определенно намекает, что вовсе не претендует на всю Белоруссию, и готова поделиться с Польшей и с прибалтами, как некогда делилась Польшей с Германией, — заявил Ильченко. — Причем, Кремль, начав агрессию и остановившись на границе Вейшнории, во-первых, облегчит себе переваривание проглоченной Белоруссии, оставив противникам «русского мира» территорию для бегства. Во-вторых, создаст ситуацию, когда Западу придется эту территорию хотя бы ограниченно признавать, например, как неоккупированную часть Белоруссии, и брать под свою защиту. А в-третьих, все-таки оставит какую-никакую буферную зону между собой и НАТО. Так что и сама Вейшнория, и ее границы — все это намного серьезнее, чем может показаться».
Марианна Присяжнюк — украинский журналист, сотрудничает с изданиями на Украине, в Молдавии и Белоруссии. Она специализируется на темах юстиции, правоохранительной деятельности и безопасности.