С момента заявлений «подпишут на этой неделе» неделя уже прошла.
Вполне вероятно, что окончательные подписи под соглашением о покупке ракетных комплексов С-400 «Триумф» будут поставлены на этой или следующей неделе.
Но заметим, что по вопросу С-400 складывается ситуация, которая весьма далека от того, что изначально говорилось в том числе высокопоставленными военными.
На первом этапе отмечалось, что все программное обеспечение будет создано ASELSAN (турецкая оборонная компания — прим. пер.), а сейчас — «программное обеспечение будет осуществлено российской компанией-производителем в направлении предпочтений Турции по части идентификации врага»…
Русские не предоставляют турецкой стороне доступ к внутренним системам С-400 и исходным данным для создания системы опознавания «свой — чужой».
Так, кодирование систем в составе четырех комплектов и 128 ракет, транспортно-пусковых, радарных систем, систем наведения также осуществят русские.
Если речь будет идти об изменении идентификации врага, то обновление программного обеспечения опять же гарантирует реализовать российская компания.
Окончательное решение
На первом этапе утверждалось, что в Турции будут произведены системы С-400 или их следующая модель.
Согласно сведениям, полученным мною от осведомленного лица после визита президента России Владимира Путина в Турцию на прошлой неделе, каких-либо планов или договоренностей по поводу производства систем в Турции нет ни сегодня, ни с расчетом на будущее…
Путин также в одном из своих заявлений отмечал, что этот вопрос будет рассматриваться в зависимости от «готовности турецкой промышленности».
Исходя из этого, если Россия произведет такие новые системы, как С-500, запрос Турции на новые системы будет приниматься во внимание в рамках инвестиций, которые она осуществит в российские технологии и ракетные разработки.
Такова ситуация с системами С-400 «Триумф»…
Для национального производства — SAMP-T
Другие оборонительные системы, которыми интересуется Турция, — системы противовоздушной обороны SAMP-T, производимые французско-итальянским консорциумом EUROSAM.
Системы, по которым было подписано предварительное соглашение с прицелом на производство национальной системы противовоздушной обороны «Хисар» (Hisar) в Турции, обладают дальностью поражения целей до 100 километров и способны запускать одновременно 48 ракет.
Таким образом, Турция, заключая соглашения то с «Востоком», то с «Западом», стремится усилить свою систему противовоздушной обороны.
«Не бери, я дам»
На фоне этих событий от США, которые вместе с НАТО все это время не одобряют покупку Турцией С-400, на днях последовала неожиданная атака.
В конце Стратегии национальной безопасности, которая была приправлена обращенным к внутреннему общественному мнению содержанием, президент Трамп отметил, что США сохранят свое военное присутствие в регионе, и подчеркнул: «Мы и впредь будем поддерживать институты и возможности наших региональных партнеров, в том числе в сфере обеспечения правопорядка и противодействия терроризму. Мы будем помогать нашим партнерам в приобретении функционально совместимых возможностей противоракетной обороны для лучшей защиты от активных ракетных угроз».
Смысл ясен: «Мы готовы помочь с системами противоракетной обороны»…
Как Турция ответит на этот завлекающий ход Вашингтона в духе «не бери, я дам»? Словами «ваш поезд ушел»?
Или Турция откажется от сделки по С-400, которая подошла к последней стадии, и скажет США: «Давайте, отправляйте»?
Или же Турция снова сядет за стол с русскими с более сильными позициями?..
Время покажет…
Но после ракетного удара из Йемена по Саудовской Аравии, осуществленного даже не государством, а хуситами, стороной конфликта в Йемене, становится понятно, насколько важна система противовоздушной обороны.