Основанная 20 декабря 1917 года дворянином польского происхождения Феликсом Дзержинским как «орган диктатуры пролетариата» ВЧК, позднее ставшая КГБ, послужила главным орудием «красного террора».
В 2017 году свой столетний юбилей отмечает не только коммунистическая революция 1917 года, но и главный репрессивный механизм советского режима — политическая полиция.
ВЧК, ЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, ФСБ/СВР — вот лишь некоторые из целого ряда аббревиатур, которые использовались для обозначения советской политической полиции на протяжении последних ста лет ее существования. Между тем главная функция этих органов до 1991 года заключалась в поддержке коммунистической диктатуры более или менее кровавыми методами. Потом политическая полиция на некоторое время притаилась в ожидании лучших дней, чтобы сегодня выйти из тени и взять под контроль политическое и социальное пространство в России.
(Стоит отметить, что ВЧК/ЧК также вела работу по реинтеграции детей-сирот и брошенных детей, которых в то время насчитывались миллионы, вот почему критики этой политической полиции в шутку говорят: «Дзержинский очень любил детей, но не любил их родителей»).
Периодически это репрессивное учреждение меняло свое название, между тем борьба за власть заставляла Иосифа Сталина прибегать к его помощи для расправы с собственными противниками внутри России и за ее пределами, вне зависимости от их местоположения. При пособничестве таких ручных палачей, как Ягода, Ежов и Берия, НКВД (Народный комиссариат Советского Союза) ликвидировал не только всех потенциальных «белых» врагов (каковыми считались все некоммунисты, выступавшие против советской власти), но и прежних товарищей советского лидера, самым показательным примером здесь является убийство Льва Троцкого в Мексике.
Об этих концентрационных лагерях, которые отличаются от нацистских разве что отсутствием газовых камер, написано много литературных и научных работ: «Колымские рассказы» Варлама Шаламова или «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына.
После смерти Сталина в марте 1953 года Берия, как и его предшественники Ягода и Ежов, заработал себе пулю в лоб, причем в самых мерзких обстоятельствах. Собирая материал для биографии последнего палача Сталина, которая будет опубликована в 2018 году, я наткнулся на рассказ генерал-полковника Павла Батицкого, человека, приведшего смертный приговор в исполнение: «Повели мы Берию по лестнице в подземелье. Он обос…ся… Вонища. Вот я его и пристрелил, как собаку».
НКВД изменил свое название, репрессивные методы были уже не столь жестокими, однако КГБ (с 1954 года Комитет государственной безопасности России) до конца 1991 года оставался одним из главных столпов коммунистической диктатуры.
Когда Генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза был назначен Юрий Андропов, многие годы возглавлявший КГБ, некоторые видели в нем человека, нацеленного на реформирование дряхлой советской системы, но и то немногое, что он смог сделать — Андропов занимал высочайший пост всего полтора года — не соответствовало этим чаяниям, поскольку в решении экономических и социальных проблем применялись главным образом репрессивные и административные меры.
Михаилу Горбачеву, руководившему страной с 1985 по 1991 год, так и не удалось взять спецслужбы под контроль, а ведь это могло стоить ему жизни. Среди тех, кто пытался свергнуть его в августе 1991 года, был и глава КГБ Владимир Крючков.
После распада Советского Союза и «соцлагеря» многие из освободившихся от коммунизма стран решили подвергнуть свои секретные службы основательным реформам, но в России в этой области было сделано очень мало или почти ничего.
Многие сотрудники и агенты советского КГБ поспешили внедриться в рыночную экономику, предлагая свои услуги олигархам, захватившим власть в России в 1990-е годы, либо используя накопленные связи для создания собственного бизнеса.
Другие поступили как нынешний президент России Владимир Путин, который решил поработать на «демократа» и «либерала» Анатолия Собчака, тогдашнего мэра Санкт-Петербурга. Когда его босса обвинили в коррупции, Путин, который в то время уже работал в администрации Бориса Ельцина, сделал все, чтобы вытащить его из тюрьмы и отправить в Париж. Сам Путин, занимавший должность председателя комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга, обвинялся в коррупции и незаконном отмывании средств, однако расследование по этому делу так и не было начато.
Другие сотрудники КГБ остались в органах, ожидая лучших дней. Это было разумное решение, поскольку единственным, что менялось в их организации при первом президенте Российской Федерации Борисе Ельцине, были названия: она называлась то МСБ (Межреспубликанская служба безопасности), то Министерство Безопасности, то Федеральная служба контрразведки и, наконец, в 1995 году была переименована в ФСБ (Федеральную службу безопасности). Деятельность спецслужб за пределами страны перешла в ведение СВР (Службы внешней разведки).
Бывшие и нынешние агенты российской службы безопасности взяли реванш с приходом к власти Владимира Путина в 1999 году. Не без помощи олигархов сделавшись преемником Бориса Ельцина в Кремле, новый российский лидер быстро перешел в наступление на новых русских богачей, одних взяв под стражу, а других заставив эмигрировать. Некоторые из тех, кто покинул страну, в итоге скончались на Западе при неясных обстоятельствах. Еще один излюбленный прием Лубянки.
Однако глубоко заблуждаются те, кто считает, что одним из наиболее позитивных аспектов политической деятельности Путина было избавление России от олигархов. Ведь он всего-навсего заменил их людьми из служб безопасности, так называемыми «силовиками», а также собственными друзьями детства и юности. Именно эти люди сегодня управляют Россией.
Жадные до власти «силовики» контролируют Россию не только в политической, но и в экономической сфере. И не прощают тех, кто переходит им дорогу. Взгляните, к примеру, на блистательный взлет Игоря Сечина, бывшего советского шпиона в Анголе и Мозамбике, а сегодня одного из самых влиятельных людей в стране, возглавляющего, крупнейшую нефтяную компанию России «Роснефть». После не самого прозрачного судебного процесса бывший министр экономики Алексей Улюкаев на прошлой неделе был приговорен к восьми годам тюрьмы за попытку подкупить Сечина! Последнего несколько раз вызывали в суд для дачи показаний, но он так и не соизволил появиться.
Бросается в глаза и агрессивность, характеризующая работу российских спецслужб за границей, в частности в Португалии. «Гибридная война» — лишь одна из ее составляющих.
PS: Не могу не отметить новости о том, что американские спецслужбы (ЦРУ) помогли российским властям предотвратить широкомасштабные теракты, которые планировалось провести в Санкт-Петербурге и которые могли нанести огромный материальный ущерб и унести человеческие жизни. Если это не пропагандистский трюк, организованный Путиным и Трампом, то данное событие является хорошим примером международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом.