Агентство «Арменпресс» побеседовало с министром иностранных дел Арцаха (самоназвание Нагорно-Карабахской Республики, — прим. ред.) Масисом Майиляном о вопросах внешнеполитической повестки Республики Арцах, о переговорном процессе по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта и о сотрудничестве Арцаха с Евросоюзом.
«Арменпресс»: Какие основные вопросы входят во внешнеполитическую повестку Республики Арцах? И какие вы в качестве нового министра иностранных дел выделяете приоритеты, связанные с решением существующих проблем?
Масис Майилян: В октябре 2017 года президент Республики Арцах Бако Саакян представил программу политического и социально-экономического развития Арцаха, в которой изложены также приоритетные направления внешнеполитической деятельности Арцаха.
Усилия МИД в основном будут направлены на развитие положительных тенденций в процессе международного признания независимости Арцаха и на обеспечение невозвратности процесса признания.
В частности, будут предприняты шаги как для расширения географии признания Арцаха, так и установления двухсторонних отношений с признавшими нас субъектами.
Развитие связей в формате децентрализованного сотрудничества позволит нам осуществлять разные программы в сферах культуры, образования, спорта, экономики и местного самоуправления.
Министерство иностранных дел Арцаха продолжит последовательные шаги в направлении признания факта реализации права народа Арцаха на самоопределение в качестве основы урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.
На фоне деструктивной позиции Азербайджана в вопросе урегулирования конфликта особое значение получает противодействие попыткам Азербайджана изолировать Арцах. Создание внешних благоприятных условий для экономического развития республики и привлечения инвестиций является одним из наших приоритетов. Для решения этой задачи министерство иностранных дел Арцаха тесно сотрудничает с министерствами и структурами республиками, ответственными за экономический блок.
Одним из важнейших направлений внешнеполитической повестки Арцаха является также дальнейшее расширение и углубление сотрудничества Армения-Арцах-Диаспора. Мы высоко оцениваем вклад Диаспоры в развитие и укрепление Арцаха и защиту его интересов на международном уровне, и, в то же время, считаем важным участие Арцаха в деле сохранения армянского духа в Диаспоре.
Одним из составляющих внешнеполитической политики Арцаха является предоставление объективной информации об арцахской действительности международному сообществу и обеспечение положительного имиджа страны. В этом вопросе ключевую роль играет министерство иностранных дел, мы и дальше продолжим активную деятельность в этом направлении.
— Встречи президентов Армении и Азербайджана и руководителей МИД важны с точки зрения сняжения напряжения в зоне конфликта. Восстановление переговоров в полноценном формате возможно только в условиях стабильности.
Следовательно, на данном этапе на первый план выходит вопрос о неизбежности мирного процесса, для чего необходимо неукоснительное выполнение соглашений 1994 и 1995 годов, которые касаются, в частности, внедрения механизмов расследования инцидентов, расширения офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ и увеличения наблюдательских полномочий.
Выполнение этих договоренностей создаст конструктивную атмосферу для продолжения переговоров.
— Многократно поднимался вопрос необходимости возвращения Арцаха за переговорный стол. Решила бы вовлеченность Арцаха вопрос в том случае, когда одним из основных факторов, препятствующих прогрессу в переговорах является отказ Азербайджан от выполнения достигнутых ранее договоренностей о формировании атмосферы доверия между сторонами, внедрении механизмов расследования на линии соприкосновения?
— Возвращение Арцаха за переговорный стол исходит из логики урегулирования конфликта. Будучи одной из основных и признанных документами ОБСЕ сторон конфликта, Арцах должен быть непосредственно представлен в переговорном процессе. Напомню, что в процессе урегулирования основные успехи были зарегистрированы тогда, когда Арцах принимал участие в переговорах. Речь идет о трехстороннем соглашении о перемирии от 1994 года, которое остается единственным ощутимым достижением процесса мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.
Данному документу предшествовали около 10 двухсторонних соглашений между оборонительными ведомствами НКР и Азербайджана относительно ограничения боевых действий, временного перемирия и его продления.
Отказ Азербайджана от переговоров с участием Арцаха является одним из составляющих политики Баку, направленной на провал процесса урегулирования. Восстановление трехсторонних переговоров продемонстрирует политическую волю и бескорыстную заинтересованность руководства Азербайджана в достижении окончательного урегулирования конфликта.
Возвращение арцахской делегации за переговорный стол не только восстановит сломленный формат диалога, но и повысит эффективность мирного процесса. Полноценное участие Арцаха во всех этапах переговоров важно для сторон в плане разделения ответственности за результаты мирного процесс. Власти Арцаха продолжают выступать за полноценное участие в процессе и готовы принять де-юре на себя свою долю ответственности за региональную безопасность и вообще за судьбу региона.
— Хотела бы обратиться к встрече министра иностранных дел Турции Мевлута Чавушоглу с сопредседателями Минской группы ОБСЕ, которая состоялась 29-ого ноября в Анкаре. Глава МИД Турции написал на своей странице в Twitter о поддержке процесса в рамках Минской группы ОБСЕ. Турция регулярно предпринимает попытки вмешаться в переговорный процесс. Как вы прокомментируете это? Насколько это реалистично?
— Посредничество в переговорах возможно, если потенциальный посредник является непредвзятым и нейтральным ко всем сторонам конфликта, и стороны согласны принимать его посреднические услуги. По этой причине попытки Анкары получить роль посредника абсолютно бесперспективны. Известно, что Турция придерживается предвзятой позиции и полностью поддерживает одну из сторон конфликта — Азербайджан. Турция почти единственная страна, которая в 2016 году публично поддержала апрельскую агрессию Азербайджана в отношении Арцаха, в том случае, что, можно сказать, весь мир и авторитетные международные структуры выступали за скорейшее прекращение военных действий.
Единственным согласованным форматом, имеющим мандат осуществления посреднической деятельности для урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, продолжает оставаться сопредседательство Минской группы ОБСЕ, в лице США, России и Франции.
— В Арцахе за годы независимости выросло и состоялось поколение, которое реализовало свое право на самоопределение и стремится жить в независимой стране. Как Вы видите урегулирование конфликта в таком свете, какие принципы должны быть приоритетными и какие основополагающие права должны быть в основе урегулирования конфликта?
— Считаем, что длительное урегулирование конфликта возможно, если стороны и международные посредники примут за основу урегулирования результаты реализации народом Арцаха права на самоопределение.
26 лет назад, 10-ого декабря, состоялся референдум о независимости Арцаха, во время которого народ Арцаха определил пути своего развития. Выбор жизни в независимом государстве дважды подтверждался на референдумах 2006 и 2016 годов. Независимость Арцаха является нерушимой и исключительной ценностью, которая не подлежит торгу.
— Во время одного из обсуждений в Брюсселе по теме сотрудничества ЕС-Арцах Вы заявили, что сотрудничество ЕС-Арцах сыграет стабилизирующую роль и будет важной инвестицией в установление долгосрочного мира на Южном Кавказе. Как предпринимаются шаги для продвижения этого сотрудничества?
— Сотрудничество предполагает шаги навстречу друг другу. Мы многократно заявляли о своей готовности взаимодействовать с ЕС. В рамках президентского визита в Брюссель был отмечен ряд отраслей, в которых сотрудничество между Арцахом и ЕС может быть максимально аполитичным.
В число таких отраслей, в частности, входят развитие институтов гражданского общества и независимой журналистики, сотрудничество с офисом защитника прав человека, поддержка судебной системе, реформирование сфер здравоохранения и образования. Еще одним перспективным направлением сотрудничества может быть поддержка реформ в сфере местного самоуправления.
Сотрудничество ЕС с Арцахом, на самом деле, будет способствовать укреплению мира и стабильности в нашем регионе. Это будет сигналом о непозволительности использования конфронтации и изоляции в качестве основы для урегулирования конфликтов, потому что они содержат в себе угрозу дестабилизации всего региона.
Кроме этого, такое сотрудничество поможет преодолеть то ощущение, что политические расчеты и соображения начали господствовать над демократическими ценностями и идеями продвижения прав человека.