Киев — Последний раз я побывал в Крыму в июле 2015 года. Лето, курортный сезон, масса туристов, полное отсутствие мест не то что в гостиницах — раскладушки на ЮБК поставить было негде. В соответствии с высоким спросом Алушта, Коктебель и Ялта взвинтили цены на все едва ли не до небес. Но даже эта безумная дороговизна не остановила десятки и сотни тысяч туристов, в том числе и из Украины. Но, как говорится, все курортные города полгода работают, а полгода (может, меньше), отдыхают и живут за счет заработанного летом. Именно для «чистоты эксперимент» я вновь решил отправиться в Крым в декабре.
На территории Украины можно свободно рассчитываться российскими рублями
И вновь для своего путешествия я выбрал наиболее скандальный КПП «Чонгар». Именно отсюда украинские «патриоты» и националисты подрывали ЛЭП, ведущие в Крым, когда несколько дней города и поселки сидели без электроэнергии, и света не было даже в роддомах. Именно на этом участке границы проходила железнодорожная ветка на Джанкой, которую подорвали вместе с мостом. И именно на этом участке дороги количество желающих въехать в Крым давно превысило технические возможности пропускных пунктов. О том, что это стало сверхприбыльным бизнесом, и вовсе говорить не стоит — это нужно видеть.
Итак, последней железнодорожной станцией на украинской территории является ничем неприметный городок Новоалексеевка. Раньше все крымские поезда проходили мимо станции или останавливались на пару минут. Сегодня станция стала важнейшим перевалочным пунктом. Из Киева в Новолексеевку ежедневно ходит фирменный поезд №12, билеты на который раскупают в считанные дни. За час до прибытия в конечный путь, в Мелитополе, в поезд подсаживаются менялы, предлагающие купить рубли и российские сим-карты. Сервис построен таким образом, что буквально с поезда вас «снимают» местные и тащат к машинам и микроавтобусам. В основном весь этот бизнес держат крымские татары, сбежавшие в Херсонскую область. Если вы едете легковым автомобилем — то поездка с вещами вам обойдется в 200 гривен или 400 рублей. В микроавтобусе, забитом под завязку — 70 гривен или 140 рублей. 20 минут экстремальной езды по разбитым дорогам, минуя какие-то явно незаконные блокпосты и блиндажи с реющими над ними украинскими флагами, и вы оказываетесь перед последним украинским КПП.
Шум, гам, базар-вокзал, усеянные мусором обочины — так вы проходите к КПП, минуя придорожное кафе с терминалами пополнения счета мобильных телефонов. Здесь можно выпить отвратительный кофе, который уже продают в два раза дороже — за 15 гривен или 50 рублей. При этом на украинской территории никто не стесняется открыто рассчитываться за все российскими рублями. Полтора часа томительного ожидания под каким-то навесом, огороженным сеткой-рабицей, где даже невозможно присесть, и вот вы подаете в окошко какой-то будки свой паспорт. Пограничник что-то смотрит в компьютере, выписывает на талончик номер паспорта и без лишних вопросов, даже не досматривая вещи, отпускает вас на все четыре стороны. Еще минут десять вы идете по буферной зоне до моста, с одной стороны которого реет украинский флаг, а с другого — уже российский. Тут же вас поджидает раздолбанный микроавтобус, который за 20 рублей везет вас пару километров по степи к российскому КПП «Джанкой».
Российско-украинская граница: почувствуйте разницу
На самом КПП, бывшем когда-то административной границей АР Крым сохранился бетонный советский обелиск «Крым», а вот сразу за ним Россия с нуля построила действительно европейского образца пешеходно-автомобильный переход, но окруженный колючей проволокой и вышками. Как и на Украине, россияне не слишком озаботились о комфорте людей и ожидать своей очереди приходится под открытым небом в узком коридоре. Внутри просторного помещения уже все более цивильно и напоминает аэропорт. Стойки пограничников и сканирование вещей. Ввиду «обострения» ситуации на границе мужчинам, путешествующим в Крым в одиночку, уделяется внимание особое. Много вопросов о цели поездки, месте проживания и т.п. Кстати, в 2015 году проблем с прохождением границы было меньше. Сейчас же с российской стороны контроль стал куда более жестким и изнуряющим. Но! Ни хамства, ни унижения лично я на себе не прочувствовал. Поэтому, если вы ведете себя нормально и общаетесь, отношение к вам будет аналогичным.
И вот последние десятки метров — и я оказываюсь в Крыму. В отличие от Украины, на границе с крымской стороны, кроме вездесущих таксистов, вас ожидают автобусы едва ли не во все концы Крыма. 300 российских рублей, два часа пути и вы прибываете на Центральный железнодорожный вокзал Симферополя.
Кто помнит Крым, тот возможно и не увидит каких-то разительных перемен. Симферополь живет по старинке: тот же вокзал, те же дома. А вот часть легендарных троллейбусов Симферополь-Ялта заменили на современные. Еще что бросилось в глаза — в субботу местный Генбанк и еще пара отделений других банков были закрыты и поменять доллары на рубли я просто не смог. На вокзале Симферополя и в его округе попросту не было привычных для Украины обменных пунктов. Все расчеты только в банке!
Другой разительной переменой стало открывшееся в здании бывшего привокзального «Макдональдса» его российского аналога — «Авто-кафе». Весь ассортимент и меню до боли напоминает американский фаст-фуд, но уже с российским колоритом. Кто-то скажет, что «оккупационная» власть отобрала рестораны у «Макдональдса». С другой стороны, как говорят местные, компания ушла сама и три года рестораны стояли пустыми на балансе города и охранялись за счет бюджета. Более того, если в «Макдональдсе» полагали, что это их имущество — за аренду земли вообще-то нужно платить или разрывать контракт. Поэтому все обвинения в «отжиме» бизнеса этого фаст-фуда как минимум голословны.
Украина потеряла Крым не столько юридически, сколько ментально
Описывать в деталях некурортный сезон — дело абсолютно неблагодарное, да и не имеет смысла. Полуостров «спит», жизнь течет своим чередом и размеренно. Грандиозных изменений для тех, кто время от времени сюда приезжает, возможно, и не видно. А вот дух, беседы с местными и какие-то особые детали явны, и их можно уловить. Будучи честным до конца, стоит сказать, что эйфория от «крымской весны» прошла, но не прошла связь с Россией. Многим стало тяжелее, выросли цены, кто-то недоволен ситуацией и властью. Во-первых, недовольные были всегда — всем сразу не угодишь. Больше стало порядка, правила стали жестче. Распивать пиво или курить на улице, как это привыкли делать на Украине, здесь уже не выйдет. На вас составят административный протокол, откупиться не получится, а штраф необходимо будет оплатить в течении трех дней.
Но за что крымчане несомненно благодарны России — здесь сохранилась родная и близкая многим советская топонимика и названия улиц, нет безумных переименовании украинской «декоммунизации» и даже памятник Ленину в центре Ялты никому не мешает на фоне фирменных магазинов Adidas. Понятно, что людей не это беспокоит. А еще Ялта, Алупка и Алушта очень чистые. До безобразия чистые, с аккуратными подстриженными кустами, зелеными горами, покрытыми снегом и какой-то уверенностью в полной безопасности. Именно за эту уверенность и покой крымчане блгодарны России, а мы должны сказать спасибо, что Россия сохранила Крым таким, каким мы его помним. Больше мне добавить нечего! Украинцев здесь помнят, любят и с недавних пор разрешили менять гривну на рубли. Здесь всегда ждут гостей, но всегда напомнят, что со своим уставом в чужой монастырь лезть не надо, и оголтелому украинскому национализму дадут отпор.
«Мы всегда ждали и знали, что рано или поздно Россия придет. А на фоне того, что творится на Украине, и вовсе…» — сказали мне ялтинские друзья. И я им верю….