11 декабря президент России Владимир Путин во время визита на авиабазу в Хмеймим заявил о выводе войск из Сирии. Министр обороны Сергей Шойгу 22 декабря сказал, что приказ президента выполнен, и на сирийской территории, кроме авиабазы и базы флота, остались только три батальона военной полиции и центр примирения сторон.
При этом многие комментаторы полагают, что говорить о прекращении активного участия России в боевых действиях в Сирии рано. Бывший высокопоставленный сотрудник Моссада Исраэль Лави, участник проекта ПНБ, полагает, что заявление российского руководства о выводе войск из Сирии не означает завершения гражданской войны и победы Башара Асада.
«Заявление о завершении войны в Сирии носит политический характер, но на самом деле боевые действия вовсе не прекратились. Президент России не собирается уступать свои позиции в Сирии, приобретенные в последние годы. Поэтому он может заявить о выводе одних войск и вводе других в случае необходимости. Вполне разумная тактика», — отметил он.
Исраэль Лави отметил, что проблема окончания войны в Сирии связана с тем, на каких именно условиях будет достигнуто соглашение о мирном урегулировании, кто и как будет восстанавливать страну, как преодолеть противоречия между Ираном, Турцией, курдами, Израилем и т.д. По его мнению, реального прогресса на переговорах нет. По-прежнему остались мятежники, которых не включили в договоренности между сирийским режимом и оппозицией. «В Астане участники переговоров вроде как уже договорились поделить страну на зоны влияния, но война продолжается каждый день, так как по сути соглашения нет. Асад считает себя лидером Сирии, но эта страна лежит в руинах. Миллионы беженцев, разрушенная инфраструктура, сотни тысяч раненых, сирийская армия развалилась, есть множество дезертиров, большие потери и так далее. Экономисты говорят, что восстановление Сирии обойдется в сотни миллиардов долларов. Кто их даст? Иран? Россия? Турция? Возможно, как говорит заголовок одной статьи, Путин скоро узнает, что легче войти в Сирию, чем выйти оттуда», — сказал он.
По словам эксперта, России приходится также иметь дело с иранским планом по созданию единой зоны влияния между Ираном и Средиземным морем. «Вряд ли Россию устраивает появление могущественной иранской державы, контролирующей половину Ближнего Востока», — сказал он.
По поводу соглашения о расширении базы российского флота в Тартусе Исраэль Лави сказал: «Россия получила базу в Средиземном море, и это воплощение давней стратегической мечты. База была нужна для снабжения войск, но это также пункт стратегического значения, и Россия постарается укрепить его как можно сильнее».
«Я не люблю делать предсказания, но если в Сирии будет продолжаться гражданская война, то Путина ждут серьезные проблемы. В Сирии осталось много районов под контролем противников Асада. К тому же, боевики «Исламского государства», потеряв территорию «халифата», продолжают совершать теракты. Недавно в пригороде Дамаска взорвался заминированный автомобиль. Не исключено, что подобный теракт будет совершен и против российских баз», — сказал Лави.