Агрессивная реакция России на критику в связи с тем, что представителю оппозиции Алексею Навальному не разрешили участвовать в президентских выборах в марте, задает тон новому году конфликта с Россией.
Святки принесли свои новости с восточно-западного фронта. Одна из них — самый масштабный обмен пленными между Украиной и пророссийскими мятежниками на востоке Украины с момента начала войны три года назад. Российский митрополит Кирилл (так в оригинале, — прим.ред.), канцлер Германии Ангела Меркель и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ, очень многое сделали для того, чтобы обмен состоялся. Более 300 пленных оказались на свободе, и это прекрасно — как для самих пленных, и для их семей. Но добрая воля, проявленная при обмене пленными, не говорит о том, что путь к решению конфликта найден.
Наоборот, гораздо более вероятно, что тон в отношениях будет задавать то, как Россия отреагировала на критику Западом того факта, что российский политик-оппозиционер Алексей Навальный не сможет выставить свою кандидатуру на президентских выборах в марте. В среду представитель российского МИД Мария Захарова заявила, что критика окончательного решения о том, что Навальный не сможет участвовать в президентских выборах, является «прямым вмешательством в выборы». И это не случайные слова. Они — полная параллель с тем, что американская разведка называет российским вмешательством в президентские выборы в США год назад.
Год пребывания у власти Трампа ничего не дал России, кроме того, что проблем в отношениях с Западом стало больше. Больше нет никаких иллюзий о том, что наступят лучшие времена, поэтому нет и никаких оснований подставлять другую щеку.
Что касается России, то здесь самыми главными станут два события. Первое — президентские выборы в марте. Второе — Чемпионат мира по футболу в июне. Первое событие должно произвести впечатление того, что Россия — «нормальная» страна. Возможно, не идеальная демократия, но все равно демократия, правда, со своими особенностями. Когда критик системы и борец с коррупцией не может участвовать в выборах, это осложняет картину. И исключение Навального могло бы компенсироваться высокой явкой на выборах. Но мало что указывает на это. Выборы совсем лишены интриги, потому что «все» знают, что Путина все равно выберут, а это не слишком способствует мобилизации избирателей, в том числе и в России.
Чемпионат мира по футболу в следующем году также должен был быть поводом к тому, чтобы показать Россию с лучше стороны. Но, похоже, у большой части интересующейся футболом мировой общественности энтузиазм по отношению к России понемногу сходит на нет. Конфликты с ЕС из-за Украины сыграли свою роль. Допинг-скандал на Олимпийских играх в Сочи четыре года назад также отбрасывает тяжелую тень на футбольный Чемпионат мира. В последние недели Виталию Мутко, бывшему министром спорта во время Олимпийских игр в Сочи и признанному тем, кто организовывал допинг, поддерживавшийся на государственном уроне, пришлось оставить посты как главы организационного комитета Чемпионата мира по футболу, так и руководителя Российского футбольного союза. Потому что вину можно признать и таким образом.
Это вряд ли можно считать хорошим началом для Чемпионата мира по футболу, потому что он, не успев начаться, уже вызывает определенное послевкусие. Может быть, развитие политической ситуации приведет к тому, что Чемпионат мира потерпит фиаско и в том, что касается праздника вообще, и болельщиков, которые приедут на соревнования. Во всяком случае, мало что говорит о том, что 2018 год станет удачным в отношениях между Россией и Западом.