Японцев, которые считают, что «вещание японских СМИ объективно и беспристрастно», всего лишь 16%. Число китайцев, которые полагают, что «вещание китайских СМИ объективно и беспристрастно», достигает 75%. Что же означает такая разница?
Эти данные предоставлены Японо-Китайской совместной организацией по опросам населения (японская неправительственная организация по выражению общественного мнения) и Китайскому информационному Интернет-центру. Они включены в утренние выпуски газет этих организаций за 15-е число.
Вероятно, здесь имеются в виду такие СМИ, как газеты и телевидение.
Опрос проводится каждый год. Сама эта тенденция не меняется уже 10 лет: процент людей, считающих СМИ своей страны «объективными и беспристрастными», в Китае высокий, а в Японии низкий. В то время, как данная цифра в Китае стабильно высокая, в случае с Японией она понемногу уменьшалась с 35% десять лет назад, и в этом году упала до 16%.
Поэтому, вероятно, когда людей спрашивают: «Объективны и беспристрастны ли СМИ?», им и хочется ответить отрицательно. Однако… Это не значит, что они не доверяют СМИ.
По результатам другого исследования, когда был задан вопрос: «Доверяете ли вы СМИ?», при максимуме в 100 баллов лидирующие позиции заняли — (1) телерадиокомпания NHK 69,8 баллов (2) газеты 68,6 баллов (3) коммерческое вещание 59,1 балл.
В октябре этого года глава КНР Си Цзиньпин заявил следующее. «Необходимо оказать решительное противодействие любым словам и делам, препятствующим главенству партии и социалистической системе, а также отрицающим их». (Доклад на 19-м съезде Коммунистической партии Китая)
Регулирование китайских СМИ — это «секрет полишинеля». И Google, и Twitter, и Facebook, которые принадлежат американским компаниям, в КНР пользоваться нельзя. Причина в том, что они не оказывают сотрудничество при проверке и удалении информации, которую коммунистическая партия критикует как «несущую вред безопасности».
Свободы слова в Китае нет, и установлено, что «важнейшей ролью СМИ является пропаганда партии и правительства» (заявление китайской стороны во время беседы за круглым столом японских и китайских специалистов = из журнала «Тюокорон», новогодний номер).
Учитывая все это, понятно, что невелико число людей, которые выберут отрицательный ответ, если во время исследования общественного мнения их спросят: «Объективны и беспристрастны ли китайские СМИ?». Этот выбор близок к «действию против партии». В Японии, как бы вы не ответили на опрос общественного мнения, это не принесет никакого вреда, но в Китае существует вероятность, что сам факт такого ответа будет риском.
Китай контролирует и свободу слова в интернете. Говорят, что профессиональных цензоров в этой сфере — целых 5 миллионов человек. Китайское общество, без сомнения, находится под наблюдением. В Китае, где происходит переход в цифровую среду, общество устроено так, что его личной информацией овладевают в обмен на удобства, однако такой аспект присутствует и в современном японском обществе.
В середине этого месяца я участвовал в 13-м Токийско-Пекинском форуме (организован аналитическим центром «Genron NPO» и Китайским информационным Интернет-центром), открытом в Пекине, и мне представилась возможность обсудить этот вопрос с китайскими журналистами.
Со стороны представителей КНР выделялись заявления, совпадающие с правительственными взглядами, однако у меня сложилось впечатление, что китайские журналисты, с которыми я общался лично, смотрят в будущее и терпеливо ждут изменений.
Когда от присутствующего со стороны Японии последовали вопросы об ограничениях свободы слова, то у некоторых старых журналистов это вызвало раздражение: «Абсолютная свобода слова или что-то подобное — это невозможно». Вероятно, этим они хотели сказать: «не выносите глупые темы на публичное обсуждение».