Кажется, что инициатива «Один пояс, один путь» охватывает все, чего касается Китай, и в то же время, ничего. Однако это отнюдь не означает, что данный проект является дымовой завесой для отвода глаз. Он действительно претворяется на практике в залах заседаний, в правительственных кабинетах, на государственных предприятиях по всему миру, в важнейших с точки зрения логистической стратегии местах, а также в особых экономических зонах, создаваемых в десятках стран мира. Данный проект реализуется независимо от мнения американского министра обороны о том, что «Один пояс, один путь» — это не более чем напыщенная попытка диктовать свои условия.
Контроль над сетями инфраструктуры
Порты, автомобильные и железные дороги, а также логистические зоны не очень-то привлекательны, но это кровеносная система нашего мира. Это те артерии, по которым из одной точки в другую перемещаются товары и люди. И первый этап в реализации инициативы «Один пояс, один путь» состоит в том, чтобы заявить свои претензии в этой области.
За последние пять лет китайские компании начали хозяйствовать в 77 морских терминалах в десятках стран мира. Они строят высокоскоростные железнодорожные коридоры по всей Юго-Восточной Азии, и могут приступить к их строительству даже в Европе и России. Они финансируют прокладку шоссе в Пакистане, строительство мостов в Бангладеш, сооружение электростанций в огромном количестве стран, которые невозможно перечислить в этой статье. Они возводят новые города и особые экономические зоны на Шри-Ланке, в Омане, Мьянме, Малайзии и Абу-Даби, прокладывают многочисленные нефте- и газопроводы по Центральной Азии, России и Юго-Восточной Азии. Они построили сеть прямого железнодорожного транспортного сообщения из 35 линий, которая соединяет промышленные центры центрального и западного Китая с городами Европы.
Создавая всю эту инфраструктуру, Китай демонстрирует свое огромное превосходство над иностранными компаниями и государствами в получении контрактов. Его стратегия проста. Китай больше платит. Но нам необходимо помнить о том, что экономические принципы «Одного пояса, одного пути» сыграют свою роль не сегодня, а через 10, 20 или 50 лет. Совершенно очевидно, что Китай инвестирует средства в мир будущего, где все дороги будут пролегать через Пекин. И только тогда можно будет заводить разговоры о прибылях и убытках.
Развитие нематериальной инфраструктуры
Создавая и развивая материальную инфраструктуру, Китай устанавливает и укрепляет долговременные политические отношения, которые лежат в основе инициативы «Один пояс, один путь».
Наибольшие успехи данная инициатива приносит в создании так называемой нематериальной инфраструктуры, которая существует в сфере политики. Речь идет о межправительственных соглашениях, о торговых сделках, о таможенных пактах и об оказании помощи.
С тех пор как в Китае началась эпоха Си Цзиньпина, эта страна регулярно заключает торговые соглашения со многими странами мира, уделяя особое внимание тем государствам, которые находятся вдоль концептуальных маршрутов «Одного пояса, одного пути». Официально Китай в настоящее время прорабатывает 19 соглашений о свободной торговле, причем 14 из них уже реализуются на практике.
Си и его окружение деятельно заключают таможенные соглашения по всей Евразии. Китай подписал сделки с Тайванем, с Финляндией, знаковое соглашение с ЕС, а также проект соглашения с Великобританией. В прошлом году Пекин присоединился к Таможенной конвенции о международной перевозке грузов (Конвенция МДП), в которой участвуют более 70 стран. Это позволило ему ускорить таможенные процедуры и более эффективно перевозить товары.
Наряду с торговыми пактами и таможенными соглашениями Китай активно включился в игру по оказанию помощи другим странам. Исследовательская группа по вопросам международной помощи из Колледжа Вильгельма и Марии провела обширный анализ по данной теме и сделала следующие выводы:
Исследование группы «ЭйдДата» (AidData) указывает на то, что в мире появляется финансовый гигант, бросающий вызов даже самым крупным странам-донорам. В период с 2000 по 2014 годы Китай официально предоставил финансирование разным странам мира на сумму 354,4 миллиарда долларов. Это очень близко к тому объему, который за тот же период времени выделили Соединенные Штаты — 394,6 миллиарда долларов. В некоторых странах эти два государства похожи на конкурентов, и Китай порой посягает на американское первенство, становясь ведущим донором.
Эти исследователи выяснили, что китайская практика оказания помощи не носит мошеннический и неуправляемый характер, как о ней говорят многие. Однако они обнаружили одну любопытную особенность, состоящую в том, что государства Африки, поддерживающие КНР в Организации Объединенных Наций, получают вознаграждение в виде существенного увеличения помощи.
Когда есть деньги
В начале года недруги Китая имели случай повеселиться, когда появились сообщения о сокращении валютных резервов этой страны. Кое-кто указывал на то, что Пекин потерял более одного триллиона долларов. Но скорее всего, это была лишь одна маленькая неудача, поскольку китайские резервы увеличивались шесть месяцев подряд и на сегодня составляют более трех триллионов долларов, что для Китая является привычным делом. Об этом можно сказать и по-другому: Китай ежемесячно зарабатывает по 40-60 миллиардов долларов на одном только дисбалансе между импортом и экспортом, и даже кажущиеся экстравагантными расходы на «Один пояс, один путь» не оказывают существенного влияния на итоговые показатели КНР. По сути дела, Китай финансирует свои межконтинентальные проекты за гроши, и шестеренки у этой инициативы еще долго не заржавеют.
Преодолевая геополитические разломы
Вместо того, чтобы претендовать либо на вершки, либо на корешки, Китай забирает и то, и другое, преодолевая геополитические барьеры и налаживая дружбу со странами по обе стороны устоявшихся линий конфликта. Китай объявил, что старая внешняя политика по принципу «кто не с нами, тот против нас» (в рамках такой политики государства формируют прочные связи с отдельными блоками стран, находящихся в оппозиции по отношению к другим странам) является «устаревшим геополитическим маневрированием». Он подчеркнул, что намерен «формировать партнерства посредством диалога, где нет места конфронтации, и где вместо альянсов существует дружба». Это слова главного китайского сказителя Си Цзиньпина. Китай параллельно налаживает и развивает отношения с Израилем и Ираном, с Азербайджаном и Арменией, с Россией и Украиной, с Пакистаном и Индией (будем надеяться), с Северной Кореей и США. При этом он пересекает все границы и преодолевает любые преграды.
Преимущество такой политики вполне понятно. Теоретически, чем больше стран за столом переговоров, тем больше сделок и соглашений, больше геоэкономического влияния и веса, и меньше барьеров на пути торговли.
Сила двусторонних отношений
Можно сказать, что инициатива «Один пояс, один путь» — это серия не связанных между собой, но тем не менее, имеющих отношение друг к другу торгово-экономических и финансовых сделок, которые Китай заключает либо с отдельными странами, либо с группами стран, либо с политическими блоками в Азии, Европе и Африке. В этих сделках нет общей упорядоченной структуры, нет протоколов членства, нет морализаторских нравоучений и запугиваний, нет заранее установленных наборов стандартов, которые участники инициативы должны соблюдать в унисон. Кроме того, нет необходимости сводить заключаемые сделки к наименьшему общему знаменателю какой-то устоявшейся группы или объединения стран. Каждая страна или блок ведет переговоры на собственных условиях, а сделки можно структурировать в соответствии с теми или иными конкретными параметрами. Когда что-то идет не так, Китай может вести переговоры с участником конфликта напрямую, не создавая такие ситуации, когда в опасности оказывается вся многосторонняя система.
Похоже, Китай осознал, что не все страны одинаковы, не все системы государственного управления работают аналогичным образом, не все культуры можно причесать под одну гребенку, установив жесткие наборы стандартов и протоколов. Такая стратегия дает Китаю преимущества над партнерами, поскольку они, оказавшись без поддержки блока стран, выходят на ринг с гораздо более сильным, стремительным и экономически устойчивым соперником.
Короче говоря, «Один пояс, один путь» построен таким образом, что он реально работает.