Принятие государственного оборонного заказа с беспрецедентной цифрой в 21,3 миллиарда гривен позволяет говорить о качественном рывке в сфере вооружений, который ждет украинскую армию. Причем система трехлетнего планирования, которая заработала с прошлого года, позволила государственным заказчикам и исполнителям более четко планировать свою работу.
Конечно, сам план крайне амбициозен, причем приоритетами в этом году являются закупки преимущественно отечественного вооружения сразу по нескольким направлениям. В том числе и беспилотных комплексов всех типов преимущественно отечественного производства. Причем абсолютных цифр, по понятным причинам, нет, однако многие специалисты говорят о закупке примерно 500 комплексов.
И такой рывок готовился уже давно — к концу 2017 г. на вооружение был принят первый ударно-разведывательный комплекс «Сокол», который является продуктом совместного сотрудничества с польскими производителями. На сегодня входящий в состав комплекса миниатюрный беспилотник «Вормейт»(Warmate) массой всего 4 кг с электродвигателем и складным крылом может нести боевую часть весом 0,7 кг — как кумулятивную GK-1 (бронепробиваемость 100-120 мм), так осколочную GO-1 (содержит 300 г взрывчатки и поражающие элементы) и зажигательную. Дальность полета аппарата составляет до 10 км (фактически на испытаниях — до 6), время барражирования — до 30 минут, причем высота полета может варьироваться в широких пределах — от 30 до 3000 м. Наведение оператором с пульта управления. Запуск производится пневматически из контейнерной пусковой установки — как переносной однозарядной, так и мобильных многозарядных на базе бронеавтомобиля «Козак-2М».
Что касается остальных аппаратов, то крайне примечательным в плане понимания происходящих процессов является приказ Министерства обороны Украины от 5 декабря прошлого года о принятии к эксплуатации в ВСУ сразу четырех беспилотных авиационных комплексов: ASU-1 «Валькирия» («Авиационные системы Украины»), «Хоук» (Hawk, НВП «Украинские авиационные системы»), «UA-БЕТА» («UA Teсhnology») и БПАК-МП-1/003 «Спектатор-М» (Spectator-M, «Меридиан» имени С.П. Королева).
Все аппараты более или менее известны — «Валькирия» активно применялась волонтерами в ходе войны, а Spectator-M вообще официально состоит на вооружении Госпогранслужбы.
Вместе с отечественным АС-1 «Фурия», американскими «Рейвенами» (72 аппарата RQ-11B поставлены в рамках программы военной помощи в 2016 г.) и «польско-черниговским» «Флай-Ай» (FlyEуе) и Warmate эти комплексы составят основу парка беспилотной авиации ВСУ.
Можно смело говорить, что время китайских «Фантомов» и волонтерских поделок уходит в прошлое, ведь официальное принятие на вооружение того или иного образца означает не только обучение персонала, но и техническое обслуживание. В конце концов, есть надежда, что наконец-то будут разработаны руководящие документы, в которых будет определена по-военному четкая постановка задач для каждого типа аппаратов. Ведь не секрет, что зачастую на фронте операторам мини-дронов, задача которых, образно говоря, «заглядывать за ближайшую посадку», ставились задачи, не соответствующие их возможностям. Отсюда потери и низкая эффективность.
Также отметим, что все принятые на вооружение беспилотники имеют электрический двигатель, взлетный вес от 3,5 до 7 кг и разный радиус действия — не менее 20 км (на меньшем расстоянии, по всей видимости, будут использоваться американские аппараты) и не более 55 (Hawk, и это уже уровень тактического аппарата).
Судя по характеристикам высота полета ВСУшных БПЛА составляет от 1200 до 2000 м, а максимальная продолжительность полета в пределах 90-150 минут, что, кстати, вполне достаточно для тех задач, которые перед ними стоят, — круглосуточная разведка, патрулирование и корректировка огня артиллерии.
Не вызывает сомнения, что будут продолжены закупки уже отлично зарекомендовавшего себя на фронте аппарата АС-1 «Фурия» производства киевской фирмы «Атлон Авиа». Путь этого аппарата начинался с волонтерских поставок лета 2014 г. и завершился принятием на вооружение как Национальной гвардии, так и ВСУ. Особенно отлично аппарат зарекомендовал себя в качестве корректировщика артиллерийского огня и, судя по откровенно восторженным отзывам артиллеристов и направлению модернизации, он станет основным в подразделениях артиллерийской разведки.
Большой проблемой остается отсутствие беспилотного комплекса стратегической разведки. На сегодня его функции выполняют американские «Глобал Хоуки», которые регулярно «крутятся» на линии соприкосновения и над оккупированным Крымом. Но так будет не всегда. Единственным концептом аппарата такого типа на сегодня является «Горлица» от «Антонова». Но то, что демонстрируется журналистам сейчас, в лучшем случае смахивает на поделку — демонстратор без отработанных элементов управления и других крайне важных функций — чего стоят, например, подвешенные тубусы от противотанкового ракетного комплекса. С другой стороны, можно предположить, что конструкторы такого авиационного гиганта, как «Антонов», при соответствующем уровне финансирования через пару-тройку лет смогут выкатить аппарат мирового уровня.
Таким образом, можно смело говорить, что при условии выполнения намеченных планов проблема с беспилотными летательными аппаратами, столь характерная для нашей армии как в начале войны, так в большой степени и сейчас, будет существенно нивелирована. И армия получит полный спектр БПЛА, столь необходимых в современной войне.