Киев — Комичный по своей сути случай произошел на Западной Украине. Начальника Главного территориального управления юстиции во Львовской области уволили за требования к сотрудникам знать биографию главного украинского националиста Степана Бандеры и едва ли не наизусть напевать одну из популярных в УПА (Украинская повстанческая армия — экстремистская, запрещенная в России организация — прим. ред.) песен. Шутки шутками, но Министерство юстиции Украины проявило здесь редкую для власти оперативность и разум. Или просто решили замять скандал, который явно выходит за рамки морали и разума. Впрочем, это случай на Украине далеко не первый и далеко не единичный — профессионалы разных уровней не раз страдали или лишались работы только из-за того, что, по мнению кучки националистов, они недостаточно «патриотичны».
Среди ночи тебя разбудят: когда родился Степан Бандера?!
Итак, 3 января 2018 г. Министерство юстиции Украины уволило с занимаемой должности начальника Главного территориального управления юстиции по Львовской области Ярослава Жукровского с формулировкой — «За превышение служебных полномочий». Как оказалось, ультрапатриотичный чиновник при приме сотрудников на работу проверял их на знание текста песни «Лента за лентой», прославляющей преступления УПА. Кстати, в среде украинских националистов это «произведение» весьма популярно и звучит практически на всех митингах и реквиемах на Западной Украине. Как оказалось, это не первый подобный скандал, связанный с чиновником. В августе 2017 г. он уже проводил подобные «опыты» и требовал от сотрудников знать наизусть дату рождения и смерти лидера УПА — Степана Бандеры.
Что удивительно, Центральный аппарат Минюста в Киеве отреагировал на повторные жалобы распоряжением об увольнении «перегретого» националиста. «Дисциплинарная комиссия в рамках проводимого служебного расследования обнаружила факты превышения полномочий начальником главного территориального управления юстиции в Львовской области и рекомендовала освободить Ярослава Жукровского с занимаемой должности», — сообщает пресс-служба Министерства юстиции Украины.
По данным ведомства, в ходе служебного расследования дисциплинарная комиссия рассмотрела подписанные Ярославом Жукровским приказы, в которых обнаружены признаки нарушения действующего законодательства Украины. В частности, согласно одному из приказов, при проведении проверок и рассмотрении жалоб сотрудники были обязаны согласовывать пользование Реестрами лично с руководителем львовской юстиции. Такой себе местечковый «князек» и «хозяин жизни».
Сам «виновник торжества», занявший высокую должность в 2015 г., свое увольнение считает необоснованным.
За что Жукровский попал в «опалу»?
По словам и. о. начальника Управления юстиции Романа Мазура, Ярослав Жукровский «неожиданно» взял больничный, что позволяет ему подавать апелляцию на решение Министерства. Тем не менее, в присутствие журналистов экс-чиновник все же подписал приказ о сложении с себя полномочий, но грозится обратиться в суд.
В то же время общественный активист, львовский юрист Наталья Шелестак предполагает, что в работе Ярослава Жукровского могли быть допущены ошибки в управленческой сфере, поскольку ему, по ее словам, не хватало до назначения управленческо-чиновничьего опыта.
«Ярослав Жукровский имеет шанс оспорить приказ об увольнении в суде. Это единственный законный путь. Он был первый в управлении юстиции, который смог сломать ряд коррупционных схем и сделать управление юстиции открытым для людей и помогал людям. В то же время, ему не хватало управленческого и чиновничьего опыта, поэтому он мог допустить ошибки, которые привели к увольнению», — отметила Наталья Шелестак.
И действительно, неизвестно как 38-летний журналист, общественный деятель, а потом внезапно — помощник судьи оказался в столь высоком для Львовской области кресле, остается загадкой.
Впрочем, пока суд да дело и в делах бывшего чиновника еще придется разбираться, его гипер-националистические взгляды подтверждены свидетельствами десятков «пострадавших» и самим Ярославом Жукровским даже не оспаривались. Значит, все-таки он заставлял петь песни о Бандере. Тем более тому есть четкое и недвусмысленное подтверждение — интервью популярной львовской газете «Высокий замок».
Не помогаешь АТО? Ты сепаратист!
Есть в украинском национализме и другая сторона медали. Части общества, не подверженного националистическим идеям, ухо все равно нужно держать востро. А публичное несогласие с «линией партии» или «недостаточный» патриотизм, может обернуться серьезными проблемами.
Так, в августе прошлого года в Киеве разгорелся громкий скандал. Радикалы из молодежной националистической группировки «С-14» пришли в квартиру к беременной киевлянке Светлане Пикте, которая открыто выступала против сбора в школе финансовой помощи для бойцов АТО.
Со слов женщины, в дверь квартиры к ней постучали трое молодчиков «спортивного вида», назвавшись полицией. В тот момент беременная женщина находилась дома одна и дверь не открыла. На что парни пригрозили прийти на следующий день. Как выяснилось позже, это были представители радикальной организации «С-14». Причину своего прихода они пояснили тем, что Светлана Пикта «поддерживает связи с россиянами и является сепаратисткой».
На своей странице в Фейсбуке организация раскрыла домашний адрес Светланы с ремаркой. «С14 предлагает неравнодушным патриотам прогуляться вечером по данному адресу, чтобы сделать сепаратистские провокации невозможными», — написали они в посте.
Уходя от Светланы, молодчики обклеили подъезд листовками с ее фотографиями и паспортными данными. То, что это сделали именно представители «С-14», зафиксировали камеры наружного наблюдения.
Ранее Светлана Пикта высказалась против сбора «помощи» армии в школе, где учится ее старший ребенок. Женщина вполне обоснованно считает, что детей и школу не нужно втягивать в военные процессы и политику.
Еще одной «претензией» к Светлане является ее дружба с оппозиционным журналистом Русланом Коцабой. «Светлана не боится критиковать власть. А в С-14 считают, что проблемы на Украине возникли не из-за коррупции, а из-за критических публикаций. Власть использует их, как боевой отряд для работы, которую не могут выполнить сами. Светлану невозможно ни в чем обвинить — она не нарушала закон. Но ее пытаются запугать», — заявил журналист.
По словам Руслана Коцабы, радикальные организации стали подразделением для выполнения политических репрессий и чувствуют себя ненаказуемыми. «Опасность в том, что они перебирают на себя функции силовых ведомств и сами решают, кого и за что наказывать», — добавил он.
За «чей Крым?» можно легко лишиться работы
Своеобразной «жертвой» украинского национализма стал и автор этой статьи — а именно я, Олег Пономарев. В своем «Живом журнале» я опубликовал ряд репортажей с впечатлениями о поездке в 2015 году в Крым. По большому счету никаких призывов к разделению Украины или однозначной принадлежности Крыма к Российской Федерации я не делал. Я лишь констатировал факт, что большинство жителей полуострова сделали свой выбор осознанно и не жалеют об этом по сей день. Материал имел небывалый успех и разошелся по Интернету тысячами репостов и перепечатках в СМИ.
Спустя несколько месяцев по большому знакомству мне предложили интересную работу в Департаменте туризма и курортов при кабинете министров Украины. Как профессиональный журналист я должен был посещать тематические выставки, писать каталоги и материалы, популяризировать Украину внутри страны и за рубежом. После того, как я прошел удачно все собеседования и тесты, мне сказали, что я практически получил это место. Но в последний момент начальник департамента Иван Липтуга показал мне на дверь. Официально мне никто ничего не пояснил и отказ в вакансии не мотивировал. Но, «по большому секрету» знакомая, которая лоббировала мою кандидатуру, шепнула на ухо: «Начальник увидел твои статьи о Крыме»…