Уже весной этого года ожидается визит президента Ирана Хасана Роухани в Азербайджан. Как заявил эксперт Центра постсоветских исследований Института мировой экономики и международных отношений имени Примакова Российской академии наук, российский политолог Фархад Ибрагимов, примечательно, что как раз весной и планируется запуск крайне важного для региона экономического проекта — международного транспортного коридора «Север-Юг».
Между тем Армения по-прежнему продолжает безуспешные попытки расширить экономические связи с Ираном. Более того, премьер-министр Армении Карен Карапетян в Цюрихе провел рабочий обед с представителями Торговой палаты Армения-Швейцария и швейцарскими бизнесменами, призвав их инвестировать в Армению, так как эта страна граничит с Ираном, что сулит большие преференции. Но обо всем по порядку.
При этом он признал, что «принимая во внимание иранский рынок, его возможности и численность населения», это действительно небольшая цифра.
Находясь же в Швейцарии, армянский премьер призвал бизнесменов Швейцарии помнить про рынки ЕАЭС и Ирана. «Мое сегодняшнее послание вам простое и искреннее: давайте занимайтесь бизнесом в Армении, приезжайте и делайте инвестиции в Армению. Наша страна — достойное место для инвестиций и бизнеса».
«Мы являемся соседями Ирана, население которого составляет порядка 80 миллионов и с которым у Армении налажены довольно дружественные отношения», — заявил Карен Карапетян.
Между тем, по мнению Фархада Ибрагимова, визит президента Ирана может быть связан с запуском крайне важного для региона экономического проекта «Север-Юг»: «Скорейшая реализация этого проекта крайне необходима для двух стран. Учитывая тот факт, что в Иране не очень развита железнодорожная сеть, Баку выделил 500 миллионов долларов для того, чтобы запуск этого международного транспортного коридора не был отложен. Хочу отметить, что Азербайджан и Иран занимают в этом проекте особое место, лидеры двух государств это хорошо понимают и поэтому регулярно проводят встречи, чтобы проект был реализован как можно скорее. Думаю, что на повестке дня будет стоять именно этот вопрос».
Как считает эксперт, разумеется, не обойдут стороной и карабахский конфликт, в котором Иран выступает на стороне Азербайджана. Об этом хорошо знают в Ереване, несмотря на попытки активного экономического сотрудничества с Ираном.
«В Армении пытаются сделать все возможное, чтобы переманить Иран на свою сторону, активно используя при этом армянскую диаспору. В Иране, правда, у нее нет особого веса, да и в Тегеране, хоть и аккуратно, но однозначно придерживаются позиции в пользу Баку. Более того, мы можем обратиться и к цифрам, которые четко показывают, с кем у Ирана складывается более тесное экономическое сотрудничество. Если посмотреть на товарооборот между Азербайджаном и Ираном, то только за 2017 год он вырос на 70% по сравнению с 2016 годом. Это значит, что есть все предпосылки к развитию отношений и по экономической линии, учитывая, что после запуска МТК «Север-Юг» товарооборот может сразу увеличиться вдвое», — подчеркнул Фархад Ибрагимов.
Что касается Армении, то тут товарооборот, по данным за 2017 год, не достигает и 300 миллиолнов долларов. «В Армении не раз заявляли о намерении довести товарооборот с ИРИ до 1 миллиарда долларов, но, учитывая непростую экономическую ситуацию в стране, вряд ли в ближайшее время это станет реальным. Тегеран в сущности старается проводить аккуратную политику со странами Южного Кавказа. Ему не нужно лишних ссор с другими соседями, особенно на фоне того, что сейчас происходит в регионе. Иран не раз призывал Армению освободить оккупированные земли Азербайджана в Карабахе, пытался даже быть посредником в урегулировании этого конфликта. Для Еревана же Иран является единственной страной, за счет которой она может выйти из ситуации, в которую загнала сама себя, так как и с Грузией отношения также желают оставлять лучшего», — указывает Фархад Ибрагимов.
Эксперт подчеркивает, что Иран — это независимое государство, которое исходит из своих собственных национальных интересов. «Отношения между Баку и Тегераном, частые встречи на уровне глав государств, министров, расширение экономических связей, участие в общих проектах прямо указывают на большую заинтересованность в тесных отношениях с Азербайджаном», — уверен собеседник.