Международный день памяти жертв Холокоста. В этот день в 1945 году советские части освободили тысячи смертельно больных и изможденных заключенных концлагеря Освенцим-Биркенау к югу от Кракова в оккупированной нацистами Польше.
За три года до этого молодой польский дипломат, офицер и связной польского подпольного движения взволнованно и подробно с точными данными пытался рассказать союзникам о Холокосте. Ему никто не верил. Или его не понимали?
Ян Карски (Jan Karski) предоставлял показания свидетелей о страданиях, унижениях и смерти евреев в Варшавском гетто, рассказывал о событиях в немецком транзитном лагере Избица, о транспортировке евреев в вагонах для перевозки скота в дальние лагеря, об убийствах. Он был католиком, который сообщал союзникам о положении евреев, он встречался с министром иностранных дел Антони Иденом (Anthony Eden) в Великобритании, позднее — с президентом Франклином Д. Рузвельтом в США и рядом других известных руководителей свободного западного мира. Они слушали, но им трудно было понять масштаб того, о чем он говорил. И ничего не происходило.
Взят в плен, подвергнут пыткам
Ян Карски, с 1954 года гражданин — США и в течение нескольких десятилетий — профессор Джорджтаунского университета, в 2012 году получил от президента Барака Обамы (Barack Obama) наивысшую гражданскую награду — медаль свободы. Перед своим уходом Обама решил воздать дань уважения Карски: «Мы должны рассказать нашим детям о том, как может происходить зло, потому что так много людей поддались своим самым низменным инстинктам, потому что так много людей молчали…Ян Карски рассказал правду самому президенту Рузвельту».
Кем он был? Ян Кожелевски родился в католической семье в 1914 году, был самым младшим из восьми детей, вырос в Лодзи, после блестящей сдачи университетских экзаменов был взят на работу дипломатом в МИД Польши.
После нападения гитлеровской Германии на Польшу в сентябре 1939 года Карски был призван в армию, но быстро попал в плен и был посажен в советский, а потом — при «обмене военнопленными» — и в германский лагерь для военнопленных. Он рассказывал: «Меня взяли в плен до того, как я начал сражаться на войне».
Карски сбежал и присоединился к польскому подпольному движению. Он говорил на нескольких языках, хорошо знал географию, имел фотографическую память и широкие связи. Карски стал очень ценным связным и передавал секретную информацию между движением сопротивления и польским эмигрантским правительством в Лондоне.
В своих воспоминаниях «Story of a secret State. My report to the world» он рассказывает, как организованно действовало польское движение сопротивления. Во время выполнения одного задания в Словакии осенью 1940 года Карски был схвачен гестапо и подвергнут пыткам. Он перерезал себе вены на руках, потому что боялся выдать что-нибудь на допросах, но его отправили в больницу, а движение сопротивления помогло ему бежать.
Помните это! Варшавское гетто
Осенью 1942 года Яна Карски посетили два еврейских лидера, сбежавших из Варшавского гетто, чтобы рассказать ему о том, что они называли «войной Гитлера с польскими евреями».
Это двое подсчитали, что более 1,8 миллиона евреев уже были убиты немцами, а 300 000 из 500 000 евреев в Варшавском гетто были депортированы в деревню, где оккупационные власти построили лагерь смерти. Два еврейских лидера попросили Яна Карски донести эту информацию до Уинстона Черчилля (Winston Churchill) и Франклина Д.Рузвельта. Они спросили его, не хочет ли он отправиться в гетто и посмотреть все своими глазами.
В августе 1942 года Карски в оборванной одежде и со звездой Давида проник в гетто с так называемой «арийской» стороны стены гетто. «Я видел страшные сцены», — говорил Карски позднее об этом гетто: измученные, голодные и больные люди.
В уникальном документальном фильме Клода Ланцманна (Claude Lanzmann) «Холокост» Карски рассказал, что видел голые мертвые тела на улицах, детей и стариков с глазами, в которых не было никакого выражения. Он видел, как двое мальчишек из «Гитлер-югенда» ради забавы с громкими криками, стреляя из ружей, гоняли евреев.
Один из еврейских лидеров, адвокат Леон Файнер (Leon Feiner) несколько раз говорил Карски: «Помните это. Помните это».
Ходил переодетый в украинскую форму
Карски побывал в одном немецком лагере, чтобы своими глазами увидеть, что происходило с евреями, которых доставляли сюда поездами. Карский поехал поездом из Варшавы в небольшой городок Избица в украинской военной форме, выдавая себя за солдата, работавшего под немецким командованием.
В лагере Карски видел прибытие поездов с тысячами испуганных и измученных евреев из Чехословакии. У них отбирали багаж, их избивали и унижали. Крики, вопли, страх — Карски обратил внимание на особый запах горелого.
После этого в 1942 году он в возрасте 28 лет отправился в Великобританию, это была опасная поездка через гитлеровскую столицу Берлин, Францию Виши и Испанию, а из Гибралтара на тяжелом американском бомбардировщике Liberator в Лондон. После проверки, продолжавшейся два дня, Карски выдали польскому правительству в эмиграции.
Карски привез с собой микропленку, представил свои рапорты, описал действия движения сопротивления и рассказал о страданиях евреев. Карски встретился с целым рядом людей: президентом Польши Владиславом Рачкевичем (Władysław Raczkiewicz),министром внутренних дел Станиславом Миколайчиком и другими.
Для польских дипломатических руководителей, которым подчинялся Карски, страдания польских евреев отступали на задний план перед борьбой поляков за возвращение своей страны, оккупированной нацистами. Встречаясь с другими союзными лидерами, Карски видел еще меньшее желание делать что-то для евреев.
Для союзников речь шла о том, чтобы выиграть мировую войну, судьба евреев занимала здесь второе место. Говоря другими словами: по мнению союзников, наилучшим способом спасти евреев было победить гитлеровскую Германию.
Тайная встреча с президентом Рузвельтом
В феврале 1943 года Карски встртился с британским министром иностранных дел Антони Иденом. После беседы Идет подвел Карски к окну, внимательно посмотрел на него и сказал: «Вы выглядите так, будто всё испытали на этой войне с одним исключением: немцы Вас не расстреляли. Я желаю вам всего хорошего, м-р Карски. Для меня было честью встретиться с вами». Карски ответил:: «Я — один из тысяч, сэр, один из многих тысяч».
После этого Карски встречался с целым рядом политических лидеров и беседовал также с комиссаром ООН по военным преступлениям.
Ян Карски прибыл в США в июне 1943 года, через два месяца после восстания в Варшавском гетто, которое было жестоко подавлено. Более 10 000 человек были убиты, оставшихся в живых отправили в лагерь смерти Треблинка.
У Карски была назначена секретная встреча с президентом Рузвельтом. У президента, по-видимому, было достаточно времени, писал Карски в своих воспоминаниях. Рузвельт подробно расспрашивал о подпольном движении, о том, как нацисты обращались с евреями. После этого Карски решил, что ему не удалось уговорить Рузвельта предпринять какие-либо действия. Но руководитель Совета по делам военных беженцев (War Refugee Board) пришел к выводу, что американский политик сразу изменился, он занял более активную позицию и начал действовать.
«Я не сказал, что он лжет, я сказал, что не верю ему»
Ян Карски захотел вернуться в Польшу. Но он стал заметной фигурой, дал ряд интервью американской прессе и открыто говорил о положении Польши. Польские эмиграционные власти посоветовали ему остаться. В 1944 году вышли его воспоминания «Story of a Secret State», которые сразу стали бестселлером. После войны он получил звание доктора и продолжал свою деятельность как профессор в Вашингтоне.
История Яна Карски и его поездки в оккупированной нацистами Польше и Европе во время Второй мировой войны достойны того, чтобы о них помнили. Сам он был скромным человеком и мало или почти ничего не рассказывал тысячам своих студентов. Теперь о нем знают, благодаря фильму Клода Ланцманна «Холокост».
Позднее, в 2010 году, Ланцманн снял также фильм «Доклад Карски» (The Karski Report), более подробный рассказ о жизни Карски и том недоверии, с которым он столкнулся. Карски рассказывает о своей встрече в судьей Верховного суда США Феликсом Франкфуртером (Felix Frankfurter), которому рассказал о Варшавском гетто и лагере смерти Белзец. Франкфуртер заявил: «Я Вам не верю». Польский посол в США, присутствовавший на этой встрече, подчеркнул профессионализм и честность Карски. Франкфуртер ответил: «Я не сказал, что он лжет, я сказал, что я ему не верю».
Мы говорим об одном из скромных героев прошлого столетия. Ян Карски достоин того, чтобы о нем вспомнили сегодня, в Международный день Холокоста.