В понедельник администрация Трампа заявила конгрессу, что поддержанный обеими партиями и принятый в прошлом году закон о введении новых санкций против России «уже служит в качестве сдерживающего фактора», а посему в этот раз нет никакой необходимости реализовывать новые меры наказания.
Представитель Госдепартамента заявила, что сама возможность столкнуться с карательными мерами в рамках Закона о противодействии противникам Америки с помощью санкций (CAATSA) является эффективным средством сдерживания.
«С учетом того, что крупные военные контракты реализуются в течение длительного времени, результаты этих действий только начинают сказываться. С этой точки зрения закон работает, а вводить санкции против конкретных юридических и физических лиц нет необходимости, так как этот закон по сути дела играет роль сдерживающего фактора», — сказала представитель внешнеполитического ведомства.
Принятый в 2017 году закон позволяет президенту Трампу откладывать введение санкций против людей и компаний, если он решит, что эти люди уменьшили объемы своих сделок с российским оборонным сектором и сферой разведки, и каждые 180 дней будет уведомлять соответствующие комитеты конгресса, что администрация наблюдает прогресс.
Демократы и антироссийские ястребы наверняка подвергнут такое решение острой критике, так как они постоянно призывают Трампа ужесточить меры противодействия Москве, которая оказывала влияние на выборы, совершила агрессию против Украины и поддерживает сирийский режим.
Если бы Трамп не принял решение отложить реализацию санкций, ему пришлось бы ввести как минимум пять санкций против тех, кто осознанно и преднамеренно проводит значительный объем сделок с Россией.
Трамп подписал закон CAATSA в августе, хотя вначале выражал недовольство этим «негодным законодательным актом», который конгресс принял подавляющим большинством в ответ на российское вмешательство в выборы 2016 года.
Закон также ограничивает возможности Трампа по снятию ранее введенных санкций и по возвращению России той дипломатической недвижимости, на которую при администрации Обамы был наложен арест.
Президент, стремившийся внести поправки в Закон о противодействии противникам Америки с помощью санкций во время его написания, подверг его резкой критике в августе — как раз тогда, когда подписывал его.
«Ограничивая гибкость исполнительной власти, этот законопроект мешает США заключать хорошие сделки в интересах американского народа, и кроме того, он существенно сблизит Китай, Россию и Северную Корею», — отметил тогда Трамп в своем заявлении.
Представитель Госдепартамента сказала в понедельник, что некоторые высокопоставленные руководители из Госдепартамента и других органов американской власти и в частном порядке, и официально угрожают санкциями иностранным государствам и компаниям за их коммерческие отношения с внесенными в санкционный список российскими предприятиями и организациями.
«По нашей оценке, после введения закона CAATSA иностранные государства отказались от запланированных и объявленных сделок с российским оборонным сектором на сумму в несколько миллиардов долларов», — отметила в своем заявлении пресс-секретарь Госдепартамента Хизер Нойерт (Heather Nauert).
Данный закон имеет целью лишить Россию финансовых доходов от поставок военной техники и специального оборудования, и наказать тех, кто осуществляет такие закупки.
Если санкции будут реализованы, они ударят «в основном по зарубежным юридическим лицам, осуществляющим значительные сделки с российским оборонно-промышленным комплексом и сферой разведки», отметила Нойерт.
На фоне этих действий специальный прокурор продолжает свое расследование действий российских хакеров во время выборов 2016 года. Трамп неоднократно выражал свое негативное отношение к этому расследованию, называя его «охотой на ведьм», которую начали демократы, дабы хоть как-то оправдать свое неожиданное поражение на выборах.