Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Газовые проблемы Америки

© РИА Новости Евгений Одиноков / Перейти в фотобанкРабочий на строящемся заводе по производству сжиженного газа "Ямал СПГ"
Рабочий на строящемся заводе по производству сжиженного газа Ямал СПГ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на американские санкции против российских газовых производителей, на прошлых выходных в Бостон прибыл груз сжиженного природного газа, по-видимому, произведенного на российском заводе «Ямал СПГ». Прибытие российского газа на северо-восток Америки в период похолодания заставляет усомниться в успехах попыток президента Трампа обеспечить Америке энергетическое преобладание в мире.

Несмотря на американские санкции против российских газовых производителей, на прошлых выходных в Бостон прибыл груз сжиженного природного газа, по-видимому, произведенного на российском заводе «Ямал СПГ».


Это выглядит как вызов введенным президентом Бараком Обамой в 2014 году санкциям. Конечно, непосредственно они распространяются только на производителей российских газа и нефти и на тех, кто их финансирует, а не на саму продукцию. Однако прибытие российского газа на северо-восток Америки в период похолодания заставляют усомниться в успехах попыток президента Трампа обеспечить Америке энергетическое преобладание в мире.


Путешествие СПГ с полуострова Ямал на севере Сибири в Бостон может, на первый взгляд, показаться грамотно срежессированной операцией Кремля по сокрытию неудобного факта поставки газа в Соединенные Штаты. 8 декабря президент Владимир Путин присутствовал на открытии «Ямал СПГ» — второго российского завода по сжижению газа. Этот проект имел для г-на Путина особое значение сразу по нескольким причинам.


Во-первых, хотя Россия остается крупнейшим экспортером газа в мире, по экспорту СПГ она занимает только седьмое место, а «Ямал», как ожидается, позволит ей подняться выше в этом рейтинге, в котором Америка к 2020 году должна занять третье место.


Во-вторых, запуск «Ямала» знаменовал собой небольшую победу Кремля над Вашингтоном. Контрольный пакет акций этого проекта принадлежит компании «Новатэк», которая подпала под санкции, связанные с российскими действиями на Украине. Хотя строительство завода предполагалось сорвать, в итоге его профинансировали российские и китайские банки — а его продукцию санкции не затрагивают.


Таким образом, под гордым взглядом г-на Путина, первая партия СПГ с Ямала была загружена на российский танкер-ледокол Christophe de Margerie (названный в честь покойного главы французской энергетической компании Total, которой принадлежат 20% акций завода). Изначально груз был предназначен для Азии, однако, когда в Британии поднялись цены на газ, его перенаправили туда, и 28 декабря он прибыл в терминал Айл-оф-Грейн, расположенный недалеко от Лондона.


Некоторое время он находился в местном хранилище, но в британскую энергетическую систему так и не попал. 30 декабря танкер Gaselys, принадлежащий французской энергетической компании Engie, направился с партией СПГ в Бостон, где газовые цены как раз выросли из-за холодной зимы.


Так как времени между разгрузкой российского танкера и загрузкой французского прошло немного, можно предположить, что груз Gaselys частично — если не полностью — состоял из российского газа с Ямала. Конечно, в лондонском хранилище мог содержаться газ и от других производителей, однако это не мешает российской прессе злорадно утверждать, что поставленный в Бостон СПГ был российским.


В связи с глобализацией газового рынка следует ожидать, что таких сделок будет становиться больше. Некогда природный газ был преимущественно региональным ресурсом и поставлялся по трубопроводам, однако в последние годы он все чаще поставляется по всему миру в сжиженной форме. И действительно, в феврале, как ожидается, в Новую Англию поступит еще одна партия российского сжиженного природного газа — на сей раз через Францию.


Если Соединенные Штаты планируют продолжать применять санкции против России и российского энергетического сектора, им следует задуматься над тем, как распространить их на продукцию таких проектов, как «Ямал СПГ». Проблема заключается в том, что глобализация торговли затрудняет определение первоначального источника газа. СПГ можно загружать и перегружать сколько угодно раз, а танкер, находящийся в море, может неоднократно менять пункт назначения.


При этом США не стоит ограничивать экспорт сжиженного природного газа во имя удовлетворения внутреннего спроса. Этот экспорт необходим американским союзникам, которые сейчас зависят от враждебных государственных компаний монополистов — таких, как российский Газпром.


Вдобавок федеральному правительству и частному сектору пора переоценить потребность в трубопроводах, газохранилищах и терминалах для экспорта СПГ. Недаром Средний Запад и Северо-восток сейчас превращаются в центры производства природного газа.


Этой зимой перегрузка газопроводной сети привела к тому, что для удовлетворения энергетических потребностей Новой Англии пришлось заметно наращивать производство электроэнергии с использованием нефти или двух видов топлива. Это показывает, что необходимо, несмотря на протесты экологов, строить трубопроводы, соединяющие газодобывающие районы Аппалачей — а именно месторождения Марселлус и Ютика — с новоанглийскими рынками. Без этого в Новой Англии энергетические цены, скорее всего, так и останутся самыми высокими в стране, и ей придется по-прежнему зависеть от импорта СПГ и использовать нефть.


Более того, Вашингтону и газовой отрасли пора присмотреться к закону Джонса от 1920 года, который требует, чтобы судоходство между американскими портами осуществлялось на судах с американскими экипажами, построенных и зарегистрированных в Соединенных Штатах. Между тем ни один из танкеров, возящих СПГ с северного побережья Мексиканского залива, не соответствует этим требованиям. Соответственно они не могут снабжать Новую Англию американским газом.


Президент Трамп мог бы приостанавливать действие этого закона во время пиков спроса — как он делал в период, когда нужно было оказывать помощь Пуэрто-Рико после урагана «Мария». А в идеале частный сектор мог бы создать флот американских танкеров, соответствующих требованиям закона, — хотя в среднем суда под американским флагом обходятся почти втрое дороже, чем под иностранными.


Также пора покончить с расточительной и вредной для экологии — способствующей выделению в атмосферу углекислого газа и метана — практикой сжигания на факелах сопутствующего газа при добыче нефти. Вместо этого следует устанавливать оборудование, которое позволит собирать и использовать этот газ.


Эти меры должны укрепить американский энергетический сектор, приглушить призывы к ограничению экспорта СПГ из Америки, снизить потребность в импорте и помочь США конкурировать с Россией на мировых газовых рынках.


Сейчас Соединенные Штаты стремятся превратиться в чистого экспортера природного газа, однако их политика и инфраструктура не успевают за этим намерением. Тем не менее, продуманные реформы законодательства и инвестиции должны позволить Америке стать глобальным лидером наступающего золотого века природного газа. Необходимые для этого ресурсы, технологии и устремления у нее есть.