В недавнем интервью еженедельнику «Пари Матч» (Paris Match) 82-летний Ален Делон выразился о современной эпохе предельно резко: «Вокруг — сплошная ложь и обман. Нет больше ни чести ни совести, значение имеют только деньги. Меня тошнит от нашей эпохи, я ненавижу ее и покину этот мир без сожаления. Я хочу, чтобы меня похоронили рядом с моими собаками».
Интервью это — знаковое, в нем Делон подводит итог 60-летней карьере в кино и всей своей жизни. Что в его словах больше ощущается — старческая мизантропия или констатация горькой правды? Дело в том, что Делон не одинок. Такого же мнения о современном мире придерживаются и другие ведущие актеры французского кино, такие как Жерар Депардье, Фанни Ардан, Катрин Денев. Почему они так относятся к нашей эпохе? Ответ найти несложно: они выражают таким образом протест против ситуации, которая сложилась сегодня в неолиберальной Европе, в том числе в их родной Франции. Артистов возмущают ложь, лицемерие, русофобия, феминизм, фейковые новости и диктатура политкорректности — все те веяния, что идут в первую очередь из Америки. Они считают, что это губительно для западной культуры.
Об этом прямо говорит Жерар Депардье в интервью газете «Фигаро» (Le Figaro): «Во Франции утрачена культурная самобытность, я не вижу нормальных людей, французы ходят печальные, как сама смерть… Культурных личностей всячески унижают… кино тоже становится все менее интересным… я смотрю только фильмы, которые ругают критики…» Именно поэтому, по словам Депардье, он избегает Францию и предпочитает другие страны, в том числе Россию, гражданином которой он стал в 2013 году. Он сделал это не с целью уклонения от налогов, как утверждают журналисты, а просто потому, что в своей стране ему все «осточертело», в том числе «скучные рожи французов». Депардье приходит к выводу: «Франция — прекрасная страна, но люди потеряны. Это катастрофа. Будущее этой страны за мигрантами, после того как они здесь интегрируются». Депардье приводит интересный момент в связи с ныне разгоревшимся «делом Вайнштейна». В интервью радиостанции «Франс Интер» (France Inter) он вспомнил эпизод из далекого 1996 года, когда он лично продюсировал ряд фильмов в Голливуде, прокат которых обеспечивал Гарри Вайнштейн. Когда Вайнштейн попытался внести в контракт грабительские пункты, Депардье подошел к нему, схватил за шкирку и сказал: «Харви, если ты изменишь контракт, я выдавлю тебе глаза и попросту убью!» И американец Вайнштейн, который был тогда на пике своего могущества, пошел на попятную.
В вышедшей недавно автобиографии «Монстр» Депардье пишет: «Современная жизнь действует мне на нервы». Он цитирует своего любимого писателя Стефана Цвейга, который написал накануне самоубийства в 1942 году: «Как можно жить в цивилизации, которая понемногу теряет свой смысл существования?» Депардье также считает, что современный мир «скатывается в пустоту». Из современных писателей, по мнению Депардье, только Мишель Уэльбек показывает энтропию западного мира, в котором «пропало желание и чувственность». Разочарование в «тоскливой» современной Франции (и западной цивилизации вообще) объясняет, почему Депардье так любит Кавказ и лично дружит с Рамзаном Кадыровым. А Делон — тот стал еще в конце 90-х годов прошлого века доверенным лицом генерала Лебедя, причем сделал это отнюдь не из меркантильных соображений. Потому что для них, настоящих «мачо», это давно утраченный на Западе «мужской мир». «Настоящими мужчинами» были в свое время и американцы. Достаточно вспомнить похождения в Париже Эрнеста Хэмингуэя и Генри Миллера, а позднее Джима Моррисона. Однако трансформация мужчин на современном Западе разительна: они стали самовлюбленными, осторожными, политкорректными конформистами. Нынешняя «травля мужиков» в Голливуде окончательно добивает остатки мужского достоинства.
Против «новых стереотипов» восстают не только мужчины. Известная киноактриса и режиссер Фанни Ардан в телеинтервью на франко-германском телеканале «Арте» (Arte) жестко ответила журналистам, которые пытались критиковать Россию: «Я думаю, что Запад пытается всех поучать и присваивает себе право ставить другим хорошие и плохие оценки, хотя за ним длинный след колониализма и преступлений. Почему вы, журналисты, не пытаетесь демонизировать Америку? Вы всегда находите „козлов отпущения", а в отношении России вы ведете себя как лакеи Америки». На вопрос, стоит ли сравнивать «российский и американский империализм», Фанни Ардан ответила: «Я не буду обсуждать тему Путина, я знаю одно: когда открываешь газету, то видишь только одну точку зрения: вы доходите до того, что в случае с Россией проводите параллели с Гитлером и нацистской Германией. Но меня вы не переубедите!»
Не отстает и культовая актриса французского кино Катрин Денев. В открытом письме на страницах газеты «Монд» (Le Monde) она восстает против воинствующего англосаксонского пуританизма, при этом ниспровергая все догмы современного феминизма и неолиберальной морали. В письме отмечается, что под прикрытием всеобщего блага и защиты женщин современные феминистки превращают женщин в жертв и устраивают охоту на ведьм, целью которой становятся «демоны-фаллократы», или попросту мужчины. Этот произвол «следанный в США» (made in USA) формирует идеологию неолиберальной западной цивилизации, которая устанавливает невозможные правила поведения, вплоть до наказания за поцелуй или прикосновение — под угрозой запрета на профессию и других санкций.
Следует отметить, что французскую интеллигенцию всегда отличало чувство национальной гордости и антиамериканизм. Но это в первую очередь относится к людям той эпохи, когда Франция была суверенной страной и не преклонялась перед «старшим братом». Это поколение сформировалось во время президентства генерала Де Голля, который был убежденным противником военного и культурного диктата США. Де Голль вывел Францию из военных структур НАТО, осудил войну во Вьетнаме, ужесточил систему квот на «англосаксонскую культурную продукцию» и даже потребовал от США обменять доллары на золото, что резко обострило двусторонние отношения. Жерар Депардье задается в этой связи вопросом: «Куда делась Франция Великой французской революции, Франция Де Голля и даже Франция Помпиду»? Ответ напрашивается сам собой.