К сожалению, за последние два года существует существенное ухудшение польско-украинских отношений. Это проявляется как в уличных случаях различной ксенофобии против украинцев, так и в случаях разрушения памятников. Даже тех, что были на могилах в Польше. Отсутствие реакции власти Польши — еще один показатель ухудшения отношений. Очевидно, последние инициативы польской власти по криминализации ответственности за отрицание так называемых преступлений украинских националистов — это дальнейшее углубление разногласий между Украиной и Польшей.
Убежден, этот закон очень навредит обеим странам. Особенно тогда, когда польско-украинские отношения еще нуждаются в откровенном диалоге о тяжелых страницах нашего прошлого. Он только начался в рамках польско-украинского форума историков, а после принятия закона возможность продолжения этого диалога фактически сводится к нулю.
Более того, этот закон нанесет серьезный ущерб украинцам, которые сейчас живут на территории Польши. Это может поощрить продолжение разного рода случаев ксенофобии, которые после принятия закона высший политический класс Польши в определенной степени легализирует.
Какой выход? Его в первую очередь должны искать польские граждане
И хотя ранее польский президент Дуда говорил, что обратится в Конституционный трибунал, чтобы получить толкование отдельных положений этого закона, он все же подписал документ.
Я считаю, что те заявления, которые сегодня в ответ приняла Верховная Рада, были справедливыми и выдержанными. Достаточно жесткими, но и рациональными — с желанием сохранить дружественные отношения с Польшей. Но, к сожалению, это никак не подействовало.
Более того, следует отметить тот досадный момент, что во время своего почти 25-минутного выступления в защиту этого закона, Дуда ни слова не упомянул об Украине, украинцах и наших предостережениях.
По моему мнению, это довольно тревожный сигнал: действительно ли для польских коллег важно стратегическое партнерство с Украиной?
Владимир Вятрович, историк, глава Украинского института национальной памяти.