Нашей цивилизации осталось всего две минуты. Такое время показывают Часы Судного дня. Оно публикуется в американском журнале «Бюллетень ученых-атомщиков» (проект Чикагского университета, начатый в 1947 году создателями первой американской атомной бомбы — прим. ред.). За прошлый год стрелку передвинули на 30 секунд. Часы Судного дня показывают, как близко мы находимся к уничтожению нашей цивилизации посредством опасных технологий, включая ядерное оружие.
Ситуация находится в наихудшей стадии со времен холодной войны, а именно с 1953 года, когда обстановка с ядерными испытаниями накалилась до предела. Сегодня в основе конфронтации лежит политика Северной Кореи и ответ на нее режима Трампа. Согласно опубликованному 2 февраля правительством США докладу «Обзор ядерной ситуации» (NPR, Nuclear Posture Review) «стрелка Часов Судного дня снова продвинулась вперед, а 2018 год может стать самым опасным в истории человечества».
Авторы американского доклада исходят из того, что в то время как США проводили политику сокращения своего ядерного оружия, Россия и Китай занимались увеличением количества ядерных запасов и их модернизацией, а КНДР, игнорируя мировое общественное мнение, развивала свою ядерную программу, что и подвело нынешнюю ситуацию к опасной черте.
Администрация Трампа заявляет, что «расширение и гибкость ядерного ответа США, включая варианты с низким уровнем ядерной мощности, становится важным для надежного сдерживания региональной агрессии».
Чем соперничать с Россией, лучше провести сокращение ядерного оружия
Предыдущий Обзор ядерной ситуации был составлен при президенте Бараке Обаме в 2010 году. Глобальная ситуация в области международной безопасности действительно изменилась за эти восемь лет, и Трампу понадобился новый доклад. Проблема, однако, заключается как во взгляде на мир, так и в осознании особого значения ядерного оружия для администрации Трампа.
В 2010 году в Обзоре ядерной ситуации говорилось следующее: «США желают подчеркнуть, что считают использование ядерного оружия возможным только в чрезвычайных ситуациях для защиты жизненных интересов как своих, так и их союзников, и партнеров». Версия 2018 года также содержит этот принцип. Однако специально упоминаются возможности России, Китая, Ирана и Северной Кореи, что позволяет думать о специальных обстоятельствах применения США ядерного оружия против них. Далее добавлена возможность ядерного ответа даже на неядерное нападение.
Все это понижает психологический барьер на пути использования ядерного оружия, и эти риски начинают казаться более реалистичными. Один из старших офицеров министерства обороны США официально заявил, что новые формулировки в Обзоре не означают, что США намерены применить ядерное оружие, хотя противники Америки наверное так не думают.
Более того, использование малых по размеру боеголовок фактически увеличивает риск ядерной войны. Так, администрация Обамы отказалась от использования начиненных ядерными боеголовками крылатых ракет морского базирования, чтобы исключить всякую возможность для страны, на которую они будут направлены, принять их — ошибочно или намеренно —за ядерные и ответить ядерной контратакой.
Администрация Трампа намерена вернуть ядерные заряды на крылатые ракеты морского базирования. Этот шаг сводит на нет политику глобальной денуклеаризации предыдущего президента, выбрасывая ее в мусорное ведро истории, говоря как фигурально, так и формально.
Все это чрезвычайно опасно. В своем обращении к нации после избрания президентом США Трамп заявил: «Мы знаем, что слабость — это самый верный путь к конфликту, а непревзойденная сила — это самый верный способ нашей настоящей защиты. Для этого мы должны модернизировать и восстановить наш ядерный потенциал, надеясь, что никогда не будем использовать его, но сделаем его настолько сильным и настолько мощным, что он сдержит агрессивные действия любой другой страны или кого-либо еще».
Тем не менее расширение ядерного потенциала величайшей военной державы мира скорее всего вызовет негативную реакцию и ответное наращивание ядерного потенциала не только в России и Китае, но и в таких странах, как Иран и Северная Корея. Вместо того, чтобы принимать такой риск, было бы гораздо безопаснее и разумнее содействовать глобальному разоружению, имея в виду Китай и Россию.
Кроме того, позиция администрации Трампа по ядерной проблеме противоречит Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который, хотя и признает США, Россию, Францию, Великобританию и Китай в качестве законных ядерных держав, также требует, чтобы эти страны провели переговоры по существенному сокращению порога ядерного противостояния. В ядерной политике Трампа нет ни буквы, ни духа этого соглашения. Более того, возникающие в связи с этим риски могут выйти за пределы ДНЯО.
Проблема Северной Кореи также решаема
Обзор ядерной ситуации 2018 года — уже четвертый со времен президентства Билла Клинтона. Республиканская администрация президента Джорджа Буша склонялась к тому, что США могли использовать свое ядерное оружие. Но в аналогичном докладе 2002 года, вышедшем через год после терактов 11 сентября, было уделено еще большее внимание ядерному варианту противодействия террористической опасности. Однако наблюдался и явный разрыв с традиционно враждебной политикой Вашингтона в отношении бывшего Советского Союза и России. Тем не менее сегодня, снова с яростной настойчивостью рассматривая Россию как враждебную страну, администрация Трампа рискует начать новую холодную войну.
Отдельные шаги администрации США также сделали неопределенным положение Японии. Так, в прошлом году неядерные государства, недовольные явной незаинтересованностью ядерных держав в отношении серьезного разоружения, подписали Договор о запрещении ядерного оружия в ООН. Япония, хотя и единственная страна в мире, которая пострадала от ядерного нападения, оказалась под сильным давлением со стороны своего союзника США и даже не приняла участие в переговорах.
Если США склонятся к расширению своего ядерного арсенала, сокращение и окончательное уничтожение атомных вооружений, требуемое ДНЯО, будет отложено на неопределенный срок. Страны, защищенные ядерным зонтиком США, включая Японию, выступают против договора о запрете этого оружия. Однако ни одна из этих стран не приветствовала бы возобновление гонки ядерных вооружений среди великих держав.
Министр иностранных дел Японии Таро Коно потому поддержал «Обзор ядерной ситуации 2018 года», подготовленный администрацией Трампа, что в нем четко говорится об обязательстве использовать ядерный компонент при защите союзников. Японское правительство также полностью удовлетворенно содержащемся в нем положением о том, что «незаконная ядерная программа КНДР должна быть полностью остановлена без возможности возобновления».
При этом Северная Корея без ядерных бомб остается в военном плане «мелкой рыбёшкой», поэтому США могут отреагировать на угрозу Пхеньяна, не переосмысливая свою ядерную стратегию. Скорее всего усиление соперничества США с Китаем и Россией вызвано политическими соображениями, о чем и говорится в последнем вашингтонском докладе, что может стать серьезным препятствием для многосторонних усилий по решению северокорейской проблемы. Администрация Трампа должна открыть глаза и увидеть это.