Существует риск того, что США неправильно истолкуют контекст, в котором российское правительство намерено использовать ядерное оружие.
В своем «Обзоре состава и количества ядерного оружия» (NPR) администрация Трампа призывает расширить ядерный арсенал Америки, включив в него ядерное оружие малой мощности. Хотя для такого рода корректировок в составе вооружений найдется сколько угодно веских доводов, непосредственной причиной здесь является стремление cдержать российское правительство в условиях, которые многие в Вашингтоне называют пониженным ядерным порогом. Эта логика создает риск превратного понимания контекста, в котором российское правительство намерено использовать ядерное оружие, и, очевидно, переоценивает нашу способность посылать русским какие бы то ни было значимые сигналы в ситуации, когда Москва рассматривает план нанесения упреждающего ядерного удара. Угроза воспользоваться ядерным оружием для сдерживания России, которая собирается прибегнуть к ядерному оружию малой мощности, по всей вероятности, не принесет желаемого эффекта.
Комментируя российскую ядерную доктрину, Соединенные Штаты и Запад часто уделяют основное внимание намерениям России использовать маломощное ядерное оружие в традиционном военном конфликте, что вынуждает Запад повышать ставки. Подразумевается, что Россия снижает свой ядерный порог. Согласно NPR, уверенность России в том, что ее ядерное оружие малой мощности способно к чему-либо принудить США, неправильно понята и крайне важно исправить это восприятие. Но для начала необходимо уточнить само понятие порогового уровня.
Порог можно представить как набор условий, при наличии которых приводится в исполнение какое-то действие. В случае российских ядерных порогов чаще всего упоминаются условия, когда Российская Федерация сталкивается с экзистенциальной угрозой для государства, включая угрозу от более мощных обычных вооруженных сил. Российское руководство, согласно опубликованным официальным документам, в последнее время не понижало и не поднимало ядерный порог. Чего люди не понимают, так это того, что политические лидеры как в России, так и в США имеют разные представления об условиях, при которых конфликт оказывается у ядерного порога, о котором толкует российское руководство.
Двумя наиболее важными движущими факторами в этом сценарии, с российской точки зрения, являются убеждение в превосходстве американских традиционных вооруженных сил и намерения, которые вынашивают США в отношении Москвы в любом возможном конфликте между Россией и Соединенными Штатами. В то время как российские военные с разной степенью успеха проводят агрессивную программу модернизации своих вооруженных сил, их военное руководство признает, что Россия не способна выиграть в обычной войне против Соединенных Штатов, а уж тем более против Соединенных Штатов и НАТО. Возможно, России удается обогнать многих своих соседей, но обычные вооруженные силы США так или иначе смогут подойти к российским границам.
В этом случае Кремль воспримет намерения США исключительно как попытку сменить режим. Российское руководство давно считает, что Соединенные Штаты стремятся ослабить Россию, сдержать ее развитие и в конечном итоге привести к смене режима в пользу того, который в большей степени соответствует национальным интересам США. Это восходит к событиям 1999 года, когда вмешательство НАТО в Косово продолжалось несмотря на горячие возражения со стороны России. Действия Соединенных Штатов и НАТО против Сербии убедили российских политиков в том, что Соединенные Штаты, преследуя свои внешнеполитические цели, не станут учитывать соображения национальной безопасности самой России.
Кроме того, Москва стала свидетелем ряда цветных революций в Европе и событий «Арабской весны» и сделала для себя один вывод: при возможности Соединенные Штаты не преминут сделать то же самое с Россией. Российские лидеры предполагают, что в любом конфликте, в котором Соединенные Штаты выходят победителем и могут угрожать России, Америка будет стремиться к смене режима независимо от всех заверений в обратном. Таковы условия, при которых российское руководство, вероятнее всего, оценит ситуацию как экзистенциальную угрозу для государства и применит ядерное оружие малой мощности — либо в качестве демонстративного удара, либо против вооруженных сил. И смысл этих действий будет предельно ясен: Соединенные Штаты должны вывести свои войска и отступить.
Смысл сдерживания заключается в том, чтобы влиять на поведение противника. Нужно помнить, что русские в этой ситуации видят себя на грани поражения. Подобные сигналы или использование ядерного оружия, с их точки зрения, может быть единственным способом выжить и заставить Соединенные Штаты отказаться от смены режима. Чрезвычайно сложно и, пожалуй, невозможно удержать людей от действий, которые, по их мнению, имеют решающее значение для их собственного выживания. Если бы Соединенные Штаты действительно приняли решение использовать ядерное оружие в качестве ответа России, то они, вероятнее всего, не смогли бы сдержать дополнительные ядерные удары или убедить российское правительство отступить. Перефразируя одну военную шутку, скажу, что ядерное оружие будет существовать до тех пор, пока не улучшится мораль, то есть до тех пор, пока не исчезнет угроза смены режима.
Тем самым я отнюдь не хочу сказать, что в конфликте с Россией мы не должны проявлять волю и решительно преследовать собственные цели. Однако для достижения этих целей нам нужно понимать нашего противника. Если российское руководство решит использовать ядерное оружие в ограниченных масштабах, чтобы получить контроль над эскалацией, то, скорее всего, оно прибегнет к этому как к крайней мере, полагая, что российское государство вот-вот падет. Если целью Соединенных Штатов в таком конфликте является возвращение к status quo ante, а не смена режима, тогда директивные органы и те, кто работает над этим вопросом, должны потратить некоторое время на изучение способов убедить российское правительство в том, что Соединенные Штаты не собираются прибегать к таким мерам. Это окажется в высшей степени трудной задачей, если учесть глубоко укоренившееся у русских восприятие Соединенных Штатов как угрозы.
Джеффри Эдмондс — научный сотрудник Центра военно-морских исследований. На протяжении трех лет работал директором по России в Совете национальной безопасности и был исполняющим обязанности старшего директора по России в период передачи президентской власти.