Лондон (Великобритания), Сабетта (Россия) — Температура в районе Северного полярного круга опустилась ниже минус 30 градусов по Цельсию, однако члены делегаций из Саудовской Аравии и России сняли перчатки для дружеского рукопожатия — они улыбались, несмотря на то, что холод пробирался через их меховые шапки и пуховые куртки. Халид аль-Фалих, министр энергетики Саудовской Аравии, приехал в порт Сабетта на российской крайнем севере для того, чтобы присутствовать на открытии завода по производству сжиженного природного газа, стоимость которого составила 27 миллиардов долларов. Он прибыл туда вместе со своим российским коллегой Александром Новаком, а также с президентом Владимиром Путиным.
«Покупайте наш газ, и сэкономите нефть», — сказал российский лидер, обращаясь к г-ну Фалиху. «Вот для этого я здесь и нахожусь, — сказал г-н Фалих, похлопывая по плечу г-на Путина. «У меня отличные отношения с Александром, мы стали партнерами», — добавил саудовский министр. Этот состоявшийся в декабре прошлого года разговор является свидетельством того, что Россия и Саудовская Аравия за последние 18 месяцев смогли создать альянс в области энергетики, казавшийся многим маловероятным, ведь их позиции расходятся по другим вопросам, в том числе по сирийскому конфликту. Традиционные соперники, которые вместе производят пятую часть от общего объема добываемой в мире сырой нефти, теперь говорят в один голос по энергетическим вопросам, а также формулируют свои отношения, используя для этого стратегические термины.
Поводом для казавшегося всего несколько лет назад немыслимым сближения стал общий враг — американская сланцевая нефть. Обвал цен на нефть начался в 2014 году, когда применение технологии гидроразрыва пласта привело к образованию потоков нефти, хлынувших на мировой рынок из Соединенных Штатов. Другие производители сырой нефти оказались к этому неготовыми, и поэтому вынуждены были начать сотрудничество.
Это партнерство было поддержано г-ном Путиным и Мухаммедом бин Салманом, влиятельным наследным принцем Саудовской Аравии. Однако реализацией этой стратегии и убеждением мира в ее силе занимаются г-н Фалих и г-н Новак. В беседе с корреспондентом газеты Файнэншл Таймс (Financial Times), г-н Фалих подчеркнул, что этот альянс «может стать одним из самых прочных партнерств в мире». Возглавляемые Саудовской Аравией и Россией усилия, направленные на сокращение добычи нефти, уменьшение ее запасов и повышение цен, привели к углублению их сотрудничества в прошлом году.
Стали рассматриваться проекты в таких областях, как создание совместных предприятий, инвестирование и военные сделки. «Сила экономического и энергетического партнерства поможет создать доверие и уверенность, — сказал г-н Фалих. — Мы инвестируем в Россию.. а Россия заинтересована в инвестировании средств в наше королевство». Новый суверенный фонд Саудовской Аравии направляет 10 миллиардов долларов на инвестирование в России, и 1 миллиард долларов уже вложен. Работающие в Москве фонды следят за действиями Саудовской Аравии, а оба государства уже образовали совместных фонд в области технологий в размере 1 миллиарда долларов и наметили для себя такие области сотрудничества, как исследования и разработки.
«Экономики двух стран очень похожи с точки зрения намерений, диверсификации и шагов, направленных на развитие высокотехнологичного сектора», — отметил г-н Новак в беседе с корреспондентом газеты Financial Times. В прошлом в отношениях между двумя странами господствовала атмосфера взаимного недоверия и подозрений в отношении энергетической политики, особенно в области геополитики, с учетом традиционного сотрудничества Саудовской Аравии с Соединенными Штатами. Когда цены на нефть стали снижаться после того, как достигли пиковых показателей в 115 долларов за баррель, Саудовская Аравия в одиночку пыталась убедить мир в том, что американский бум в области сланцевой нефти не является долгосрочной угрозой для традиционных производителей.
Сегодня это королевство имеет союзника и влиятельного игрока в лице России, что помогает восстановлению старого порядка на рынке нефти на фоне возрождающегося производства в Соединенных Штатах. Согласно прогнозам, добыча сланцевой нефти будет расти рекордными темпами в нынешнем, а также в 2019 году. По производству сырой нефти Америка обгонит Саудовскую Аравию и, как ожидается, составит конкуренцию России, которая продолжает оставаться крупнейшим производителем.
Хотя некоторые наблюдатели обеспокоены тем, что резкий рост добычи нефти в Соединенных Штатах может ограничить и свести на нет влияние сокращения добычи остальными глобальными производителями, этим двум новым союзникам удается снизить воздействие американской сланцевой нефти. Они утверждают, что и предполагаемого количества добываемой нефти будет недостаточно для того, чтобы удовлетворить растущие энергетические потребности.
«Сланцевая нефть — это только один из существующих видов добываемой нефти, и рост ее добычи не может удовлетворить общий спрос, — подчеркнул г-н Новак. — Нам нужно следить за состоянием рынка, однако не следует преувеличивать роль сланцевой нефти». А г-н Фалих добавил: «Спрос во многих местах продолжает расти… Сланцевую нефть следует оценивать в этом контексте».
Рост цены на нефть до 70 долларов за баррель способствовал пополнению казны в Эр-Рияде, а также позволил повысить оценку запланированной продажи акций государственной компании Сауди Арамко (Saudi Aramco). Кремль тоже доволен повышением цены на нефть перед намеченными на следующий месяц президентскими выборами, поскольку экономика страны пострадала от продолжительной рецессии. Официальные лица разрабатывают параметры долгосрочного сотрудничества в области добычи нефти и природного газа — от совместной работы над реализацией проектов по добыче природного газа и нефтехимии до морского транспорта и торговли энергоносителями.
Соглашения распространяются также на область военного оборудования. В прошлом году Россия заключила сделку по продаже противоракетных комплексов Саудовской Аравии, которая традиционно является главным рынком сбыта для американского оружия.
Этот новый альянс возник в тот момент, когда Россия расширяет свое влияние на всем Ближнем Востоке, особенно за счет своей существенной поддержки режима Башара аль-Асада в сирийской гражданской войне, что делает Москву противником Саудовской Аравии. Кроме того, Россия подписала энергетические и финансовые сделки с иракским Курдистаном и с Ираном, главными врагами Эр-Рияда в этом регионе. С учетом различающихся стратегических интересов в других областях, некоторые наблюдатели не испытывают оптимизма и полагают, что новое энергетическое партнерство не будет жизнеспособным. По их мнению, оно будет существовать, пока рынок нефти остается несбалансированным. Г-н Новак заявил о возвращении в конечном счете к конкурентному и управляемому нефтяному рынку.
Любые неправильные шаги также могут привести к росту напряженности. Высокопоставленный руководитель одной российской нефтяной компании ставит под сомнение спокойное отношение г-на Новака и г-на Фалиха к угрозе со стороны американской сланцевой нефти. Он обеспокоен тем, что крупные производители могут повторить ошибки 2014 года и недооценить возможности добычи сланцевой нефти в Америке, а также ее негативного воздействия на цены.
«Решение игнорировать эту проблему — большая ошибка, — отметил этот высокопоставленный менеджер, попросивший не называть его имени. — Важность сланцевой революции в Соединенных Штатах и ее воздействие на рынок нефти трудно переоценить». Пока Саудовская Аравия и Россия хотят продемонстрировать единство. Подчеркнув важность отношений между двумя странами перед работающими камерами в ходе арктической встречи, г-н Фалих сказал г-ну Путину: «Мы изменили ситуацию на мировом энергетическом рынке».