Правительство Японии утвердило курс на внедрение крылатых ракет дальнего радиуса действия, которые будут помещаться на вертолеты наземных Сил самообороны, и включило в проект бюджета на 2018 финансовый год около 2,2 миллиарда йен на расходы, связанные с этим нововведением. Крылатые ракеты, которые планируется внедрить, способны достичь КНДР из Японии, и считается, что они могут применяться не по назначению для атаки вражеских баз. Возможно ли будет согласовать это с «неагрессивной обороной», которая является основой оборонительной политики Японии? Каким образом следует налаживать обороноспособность Японии?
Гэн Накатани, бывший министр обороны: «Проблемы с «неагрессивной обороной» не возникнут»
Цель помещения крылатых ракет дальнего радиуса действия на вертолеты наземных Сил самообороны — чтобы можно было справиться с атакой из места, недоступного вражеским радарам. Например, если морские или наземные отряды неприятеля вторгнутся на японские острова, пилоты вертолетов смогут с дальнего расстояния обеспечить нашу безопасность и нанести контратаку.
Япония, опираясь на концепцию «неагрессивной обороны», твердо придерживается политики не иметь оружия, которое способно захватить страну противника, скажем, авианосцы, межконтинентальные баллистические ракеты или стратегические бомбардировщики. С другой стороны, в случае, если неприятель начал атаку, крылатые ракеты используются в минимальном необходимом для ее ликвидации радиусе, поэтому они не будут вызывать проблемы, связанные с несоответствием «неагрессивной обороне».
В настоящее время, согласно японо-американскому союзу, правительство зависит от США в вопросе нападения на вражеские базы. Во время атаки за «меч» отвечают Соединенные Штаты, а Япония выполняет роль оборонительного «щита», наносящего встречный удар. Из-за того, что Япония находится под американским «ядерным зонтиком», это является залогом безопасности Японии перед лицом ядерной угрозы, однако установлено, что оборону территории своей страны Япония будет выполнять самостоятельно. Если Япония не будет по мере возможностей прилагать усилия к обороне, японо-американский союз не сможет функционировать.
В окрестностях Японии, особенно в Южно-Китайском море, Китай с каждым годом расширяет свои интересы в водном пространстве. Военный бюджет Китая десять лет назад был на уровне, близком к Японии, однако бюджет на 2017 финансовый год превышает японский в примерно три — четыре раза. Количество китайских самолетов и кораблей увеличивается, и их возможности возрастают. В Южно-Китайском море КНР с помощью силы требует изменения нынешнего положения и строит военные базы на архипелаге Спратли.
Если не принимать решительных мер против этого, есть вероятность, что Япония не сможет больше охранять свои территории, включая префектуру Окинава и острова Сэнкаку. Я думаю, что Япония должна быть способна атаковать вражеские базы. Но это не значит, что она сможет нападать на базы неприятеля, только лишь внедрив крылатые ракеты. Нужно изучить, возможно ли следующее: получать информацию о расположении вражеских баз; выводить из троя радиолокационные станции дальнего обнаружения, охраняющие вражеские базы; регулировать точность управляемой ракеты через информационный спутник.
Вероятно, Японии в сотрудничестве с США следует укреплять оснащение информационных спутников и беспилотных аппаратов для определения точного положения вражеских баз. При пересмотре основных принципов обороны в этом году следует коснуться существовавших до сих пор отношений Японии и США в виде «меча» и «щита», а вопрос атаки вражеских баз в случае, если КНДР решит запустить ракеты в сторону Японии, следует рассмотреть как меру самообороны, имеющую смысл «сдерживания».
В реальности есть и такие ученые, которые называют Силы самообороны и законодательство о гарантиях безопасности «противоречащими конституции». В случае, если мы придумаем, что нужно делать для защиты нашей страны, необходимо будет внести поправки в конституцию и определить положение Сил самообороны хотя бы в ее девятой статье.
Вопросы задавал Кэйта Минами
Гэн Накатани
Родился в 1957 году. Выпускник национальной академии обороны. Служил в наземных Силах самообороны и в 1990 году был впервые избран членом палаты представителей. Избирался туда же десять раз. Занимал посты заместителя председателя бюро Либерально-демократической партии и министра обороны, сейчас заместитель начальника главного партийного отделения по продвижению пересмотра конституции, председатель партийного общества изучения вопроса о гарантиях безопасности.
Продолжение следует.