Иран и «Хезболла» не умаляют угроз Израиля, также и у ХАМАС нет интереса в эскалации. Несмотря на напряжённость на севере и на юге, осведомлённый источник сообщил «Едиот Ахронот», что «война к нам не ближе, чем месяц или два назад»
Дух войны, проснувшийся несколько недель назад, встревожил израильскую общественность. Сначала были предупреждения о гуманитарном кризисе в секторе Газа, который может привести к эскалации на юге, затем последовали угрозы Израиля об уничтожении Ливана из-за производства точечных ракет, которое пытается организовать на его территории Иран для «Хезболлы».
Эти предупреждения действительно возникли не на пустом месте, и ЦАХАЛ (Армия Обороны Израиля) сейчас лихорадочно предпринимает меры, чтобы быть готовыми к любому исходу, но все-таки война ещё не на пороге. Во всяком случае такова оценка высокопоставленных лиц разведки и обороны, и это же мнение высказал вчера начальник Генерального штаба, генерал-лейтенант Гади Айзенеот министрам. Официальный источник сообщил «Едиот Ахронот»: «Война слышна на севере и на юге, возможны взрывы, но мы делаем все, чтобы предотвратить войну, и на данный момент она не более вероятна, чем месяц или два назад».
Так, к примеру, на данный момент шиитские военизированные отряды ещё не расположились вблизи границы на Голанских высотах, «Хезболла» не располагает существенным количеством высокоточных ракет, и пока нет центров по улучшению точности баллистических ракет и ракет «земля-земля» в Сирии или Ливане. Однако силы Ирана и «Хезболлы» готовятся к созданию такого «завода» на территории Ливана, и это после того, как подобный завод был подорван в Сирии. Мнение иранцев, что Израиль не посмеет бомбить Ливан вызывает опасения, так как это может означать, что «Хезболла» ответит ракетным обстрелом, что ухудшит ситуацию вплоть до войны.
По оценке иранцев и «Хезболлы» Израиль избегает этой войны, поскольку опасается разрушения тыла. Они рассчитывают на взаимное прекращение огня и на то, что смогут воспользоваться ситуацией и соорудить «ракетные заводы» на территории Ливана.
«В том-то и дело, что нет, вы ошиблись в своей оценке. У нас есть красная черта, и если создадутся заводы в Ливане, или если мы заметим шиитские военизированные воска на сирийских Голанских высотах, то без колебаний отреагируем, пусть даже это приведёт к эскалации и войне. В отличие от вас Израиль готов уже сейчас защищаться, и вы пострадаете от этой войны куда сильнее. Так что хорошенько обдумайте, стоит ли завод разрухи в Ливане» — это сообщение транслировалось на многих каналах, звучало в речи министра обороны Либермана и в ходе встречи премьер-министра Нетаньяху и президента России Путина.
По всей видимости, Иран и «Хезболла» воспринимают это сообщение всерьёз, на что существует несколько причин: в мае будут проходить выборы в Ливане. Нынешний правитель проиграет эти выборы, если в результате войны с Израилем его страна будет разрушена. В мирном решении конфликта заинтересован и суннитский премьер-министр Саад Харири, которого «Хезболла» уговорила вернуться на должность. Кроме того, «Хезболла» ещё не вернула свои элитные войска из Сирии.
— السيد نصر الله: لأننا نثق بكل حلفائنا عندما يقوم أي حليف لنا بالحوار مع فريق آخر لا نقلق ولا نحتار والفريق المقابل يعمل دائماً على إقامة خلافات بيننا وبين حلفائنا#الجواد_للدعم pic.twitter.com/kAAAHYJB0F
— jawad 🇱🇧 (@jawad_safiden) 1 февраля 2018 г.
Так же и иранцы, в том числе и экстремисты, не могут позволить себе сейчас войну в Ливане. Учитывая тяжелую экономическую ситуацию широких слоёв населения, приведшую к массовым демонстрациям на улицах, Хаменеи взвесит дважды, прежде чем разрешит «Хезболле» обострять ситуацию. Он знает, что Насралла потребует его финансировать восстановление Ливана после разрушений, как это было после Второй ливанской войны.
Иранцы сейчас направляют все свои усилия на обоснование и усиление своего влияния в Сирии. Война на севере может расстроить их планы и свести на нет все достижения.
Кремль также заинтересован в сохранении спокойствия в Сирии и в Ливане. Это послужит экономическим и стратегическим интересам Путина, который также готовится к выборам в марте.
Наибольшая опасность исходит от Газы
В то время как угроза со стороны Ирана и «Хезболлы» считается наиболее серьёзной для Израиля, палестинская угроза, а если точнее, угроза от Газы наиболее опасная.
Примерно это вчера заявил Айзенкот в ходе своего обращения к министрам. Он посоветовал приложить все усилия для предотвращения гуманитарной катастрофы в Газе. В «Едиот Ахронот» было отмечено, что начальник Генерального штаба разделяет «восстановление Газы» и «гуманитарную помощь». Первый процесс нужно предпринимать только после того, как ХАМАС вернёт тела солдатов ЦАХАЛА, Хадара Гольдина и Шауля Орона, но ответственность за «гуманитарную помощь», предназначающуюся для предотвращения гуманитарной катастрофы в Секторе Газа, мировое сообщество переложит именно на Израиль.
Gaza Health Sector on Verge of Collapse https://t.co/UYJjswq34L pic.twitter.com/C2JkD7xlOQ
— Therese (@Th2shay) 7 февраля 2018 г.
Сектор здравоохранения в Газе на грани коллапса
Такая катастрофа может привести к эскалации — в том случае, если ХАМАС придёт к заключению, что ему нечего терять, и если тысячи жителей Газы от безысходности направятся в близлежащие еврейские поселения. В таком случае ЦАХАЛ будет вынужден их остановить, не обойдётся без жертв, и мы обнаружим себя ввязанными в войну, которая вполне может расшириться и перейти на север. Министр обороны Либерман уже не раз намекал, что у ХАМАС есть возможность построить террористическую инфраструктуру на севере, и «Хезболла» может также вступить в войну на стороне палестинцев, если среди жителей Газы будет много убитых.
Действительно, в настоящее время как ХАМАС, так и «Исламский джихад» заинтересованы в эскалации. Но ввиду отсутствия единомышленника и внешней финансовой и политической поддержки они осознают, что следующая битва с Израилем однозначно положит конец их власти в Секторе. Их армии ещё не готовы к подобному сражению, запасы оружия постепенно иссякают. Но у них ещё есть ракеты, беспилотные самолеты и специальные воинские части, с помощью которых они могут нанести немалый ущерб близлежащим к Сектору еврейским поселениям и повредить инфраструктуру Израиля. В Газе также понимают, что ЦАХАЛ войдёт в сектор, и надеются в ходе сражения похитить израильских солдат с помощью туннелей, прорытых по всей территории сектора.
Опасность, исходящая от Газы на первый взгляд кажется далёкой, однако вероятность осуществления этой угрозы намного выше, чем угрозы с севера. Именно поэтому отдел разведки ЦАХАЛА предупреждает, что «вероятность взрыва в 2018 году выше, чем в предыдущем» — вот и все. Так что пока можно немного расслабиться, но продолжая следить за исправностью бомбоубежища.