На прошлой неделе в Идлибе был сбит самолет Су-25 российских ВВС с применением ПЗРК класса «земля — воздух». На самом деле подобные события в Сирии происходили и раньше. Но отличие этого инцидента на данной стадии войны связано с вопросом о том, насколько он указывает на изменение позиций США и России в региональной конкуренции.
Россия, сосредоточив внимание на том, что самолет был сбит ПЗРК, пошла по следу групп, применивших эту ракету, и тех, кто снабдил их таким оружием. Понятно, что Путин не рассматривает уничтожение самолета как обособленное событие. Он подозревает, что спонсоры, действующие в Сирии, изменили свои политические цели и стратегии. Не будет преувеличением сказать, что за этой реакцией стоит травма, пережитая Путиным и Россией в Афганистане в 1979 — 1989 годах.
После окончания университета в 1975 году Путин поступил на работу в КГБ, советскую разведывательную организацию. В 1991 году, когда Советский Союз распался, он уволился из разведывательной организации в звании подполковника. Очевидно, одним из самых трагических и драматических событий за всю его карьеру было поражение Советов в Афганистане. ЦРУ, конкурирующая американская разведка, заставила Россию и КГБ пережить большой позор. Россия потеряла в этой войне около 15 тысяч военных, а раненых было 35 тысяч. Более того, некоторые историки-советологи, анализируя причины краха советского режима, отводят войне в Афганистане особое место.
Моджахеды получили не только эту помощь. В Афганистан были доставлены оружие и боеприпасы советского производства, захваченные израильской армией в ходе арабо-израильских войн (1967 — 1973) у египетских, сирийских и иракских войск. А платила Израилю за эти вооружения Саудовская Аравия.
Сегодня опорная точка борьбы в Сирии, кажется, переместилась от местных групп к оси Россия — США. Каждая из двух сторон, пуская в ход политические, военные инструменты, союзы, которые должны усилить их позиции и изменить ход игры, пытается ослабить действия противоположной стороны.
Россия понимает, что «ракеты, запускаемые с плеча», аналогично «Стингерам» в Афганистане способны изменить баланс сил на поле боя в Сирии. О том, что происходит, когда переброска военных по воздуху становится рискованной, когда они обречены перемещаться по земле и лишены поддержки с воздуха, известно каждому генералу. Как и то, что распавшаяся армия Саддама Хусейна после 2003 года в Ираке сбила такими же ракетами более ста вертолетов США, и последовавшие за этим события. Если учесть угрозу, которую эти ракеты способны представлять для гражданских рейсов, а, помимо этого, действие противотанковых ракет и форму использования беспилотников гражданского назначения, становится еще понятнее, почему Россия начала расследование происхождения запускаемых с плеча ракет. Русские, должно быть, помнят Афганистан, а США — Вьетнам и Ирак. А остальным, возможно, полезно повторить историю.