Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
11 февраля весь мир отмечал «Международный день женщин и девочек в науке». Установление подобных дат призвано напомнить об имеющихся проблемах в отдельных областях. Среди всех лауреатов Нобелевской премии в области физики, химии и медицины — только 17 прославившихся женщин против более 570 мужчин. Сегодня женщины пока не смогли занять в науке должное и желаемое место.

11 февраля в мире и Турции отмечался «международный день женщин и девочек в науке». Конечно, установление памятных дат особенно по некоторым специфическим поводам подразумевает в том числе напоминание об определенных проблемах и привлечение внимания к ним. Тема «женщина и наука» тоже попадает в эту категорию как направление, которое нужно развивать и продвигать вперед… Так, сегодня женщины пока не смогли занять в науке должное и желаемое место.


Например, если обратиться к истории Нобелевских премий, среди всех лауреатов в области физики, химии и медицины — только 17 прославившихся женщин против более 570 мужчин. Первый пример — как известно, Мария Кюри… В последние несколько лет даже широко обсуждается вопрос о том, что в этих областях почти не бывает женщин-нобелевцев.


Но обратим внимание на ситуацию, которая лежит еще глубже в основе проблемы. По последним доступным данным, женщины составляют менее одной трети исследователей в мире. По сути нынешняя картина говорит о том, что женщины решительно движутся вперед к получению высшего образования, и на них приходится более половины выпускников университетов. Но если взять отдельно STEM-образование (наука, технология, инженерия, математика), возникает другая ситуация. Так, в мире представленность учащихся женского пола в областях, связанных со STEM-образованием, немного превышает одну треть. Более того, если посмотреть в разрезе входящих в этот комплекс отраслей, сразу бросается в глаза, что это дисциплины, которым предпочтение, как правило, не отдается.


Кроме того, картина меняется, когда дело доходит до послевузовского образования. Сильный интерес женщин к бакалавриату и магистратуре вовсе не означает, что они намерены получить докторскую степень и продолжать работать в научно-исследовательской сфере. В этой связи представленность женщин в мировой совокупности исследователей не достигает и одной трети.


Разумеется, это среднее значение, и размер этой пропасти варьируется от одной страны и культуры к другой, меняется в зависимости от уровня развития государства. В то время как регионы Юго-Восточной Европы и Центральной Азии, где отмечается высокая доля женщин среди исследователей, выходят вперед, юг Азии в целом уступает.


Соответственно, среди стран, в которых женщины-исследователи имеют вес в области естественных наук, технологий и медицины, одни государства производят более сильное впечатление (например, Казахстан, Азербайджан, Румыния, Украина, Бразилия), другие — находятся на относительно средних позициях (Турция и ЕС), а большое количество стран, такие как Саудовская Аравия, Япония, Корея, Сенегал, располагаются на более низких строчках.


Эта комплексная картина, которую мы попытались обрисовать на основе разных статистических данных, указывает также на то, что такой огромный разрыв между мужчинами и женщинами в данной сфере обусловлен многими причинами. В их числе — самые разные динамики, от экономического развития до дискриминации, от предрассудков в отношении женского пола до культурных аспектов.


Однако мир должен избавляться от этих ошибочных явлений, а новые таланты, которые пока не оценены должным образом, — поддерживать, поощрять и давать им дорогу.


Именно поэтому 11 февраля по решению ООН отмечается «международный день женщин и девочек в науке» с целью прокричать на весь мир об этих фактах и потребностях и пробудить интерес женского пола к научной деятельности. Сегодня Турция в этих индексах и рейтингах опережает многие развитые экономики, но мы должны продолжать равняться на тех, кто нас превосходит, и ориентировать наших женщин и девочек на науку. А для этого обществу необходимо прежде всего осознание того, что оно должно заботиться о каждом своем сегменте.


Мы знаем, что человеческие ресурсы смогут стать залогом успешного будущего и сильной экономики только при эффективном, правильном курсе и образовании. А корни будущего, повторюсь, закладываются текущей ситуацией в STEM-образовании…