С конца 2015 года Конституционный Суд получил и рассматривает конституционное представление Верховного Суда о соответствии положений закона Конституции, но не спешит принимать решение.
Еще в 2014 году Украина взяла на себя обязательства перед Венецианской комиссией внести кардинальные изменения в закон о люстрации. Венецианская комиссия прямо указывала действующей украинской власти на положения закона, нарушающие принцип верховенства права и ряд европейских норм о правах человека: в частности, на то, что ответственность при применении люстрации должна быть персональной, а проведение люстрации судей должно происходить на основании отдельного, а не общего закона. Но ее замечания так и не внесены, очевидно, что на самом деле этот закон не применим в реальных условиях.
Если бы Конституционный Суд Украины был независимым от власти, он давно бы принял решение о соответствии или несоответствии закона об очищении власти положениям Конституции. Но политическое давление правых задерживает рассмотрение представления по сути. Однако бесконечно тянуть вынесением решения Конституционный Суд не может, рано или поздно решение будет принято и озвучено, и оспорить его будет невозможно, и все понимают, каким оно будет. Особенно приблизят принятие решения предстоящие президентские выборы.
А фактическое положение дел говорит о том, что это закон, который уже не действует, несмотря на потраченные на эту «реформу» государственные деньги. С точки зрения очищения власти, люстрация в Украине не достигла своих целей даже на 1%. Примерно на этом же уровне находится и уровень борьбы с коррупцией и обновлений в органах управления. Кстати, украинские законодатели внесли в перечень оснований для люстрации закона об очищении власти и упоминание о коррупционных преступлениях. Очевидно, провал широко распиаренной антикоррупционной кампании, тоже придется как-то объяснять, и, если КСУ примет решение о несоответствии Конституции положений люстрационного закона, именно этим власть и объяснит гражданам и условному Западу причины всех коррупционных скандалов, в том числе с участием представителей правящей команды. Более того, сами люстраторы попали в коррупционные скандалы (например, те же люстрационные индульгенции, на которых погорела одна из бывших руководительниц люстрационного департамента Министерства юстиции).
В законодательстве стран Восточной Европы, проводивших люстрацию в начале 90-х годов, сразу после развала соцлагеря, ее задачами было вывести из органов государственного управления сотрудников социалистических спецслужб, а сама цель люстрации радикально отличалась от украинской: Европа стремилась к публичному осуждению нарушений прав человека. Но люстрация по-украински превратилась в избирательный инструмент преследования неугодных. Неудивительно, что эта так называемая реформа оказалась в таком тупике.