Распятый мальчик в Славянске, тотальное уничтожение снегирей, клочок земли и два раба — это самые известные страшилки об Украине, выдуманные российской пропагандой. Но на четвертом году войны пропагандистские тренды претерпели некоторые изменения, и теперь боевики так называемых ДНР-ЛНР потчуют жителей оккупированных территорий не менее ужасающими, но все такими же абсурдными «новостями» из Украины. Чем пугают людей в оккупации, разбирался «Апостроф».
Война
Безусловно, главная страшилка, ретранслируемая оккупационными администрациями Л/ДНР, сводится к тому, что Киев готовится к большой войне и наступлению. «Горячий сценарий» на Донбассе, по мнению так называемого «замкомандующего оперативным командованием ДНР» Эдуарда Басурина, обсуждал спецпредставитель Госдепа США по вопросам Украины Курт Волкер в ходе последнего визита в Киев.
Особое место в силовом сценарии отводится, конечно же, инструкторам НАТО, которые, по словам функционеров ОРДЛО, готовят ВСУ к уличным боям и «зачистке» оккупированных населенных пунктов.
«Будучи не в состоянии самостоятельно справиться с шахтерами и рабочими Донбасса, Киев привлекает к расправе над собственными гражданами иностранных специалистов», — уверяют на одном из пропагандистских ресурсов ДНР.
А после заявления секретаря СНБО Александра Турчинова о том, что закон 7163 о деоккупации Донбасса в принципе не исключает в будущем силового разрешения конфликта, сепаратистские ресурсы разразились шквалом из сотен новостей и комментариев «экспертов» о том, что к линии разграничения стягиваются украинские войска, тяжелая техника, и не сегодня-завтра «каратели» пойдут в наступление, правда, только после отмашки Госдепа.
«На самом деле эта истерия началась не сейчас, — говорит „Апострофу" известный журналист и блогер из Донецка Денис Казанский. — Аналогичного содержания сообщения были и в 2015, и в 2016, и в 2017 годах. Просто нужно как-то мобилизовать людей, отвлечь их от повседневных бытовых проблем: безработицы, бедности, низких зарплат, и оккупантам постоянно приходится держать население в тонусе, делая мнимые угрозы. Таким образом, людям дают понять, что не время жаловаться, идет война и вот-вот опять нас будут бомбить, поэтому радуйтесь, что пока у вас мирная жизнь благодаря нам».
Вербовки
Это еще одна распространенная страшилка, призванная ограничить контакты жителей оккупированных территорий с остальной Украиной. В конце прошлого года главарь донецких боевиков Александр Захарченко даже издал «указ», согласно которому работникам «госучреждений ДНР» запрещено покидать территорию «молодой республики» во избежание случаев вербовки.
Иногда такие истории трансформируются в откровенный фарс. Например, попасть на крючок СБУ, по версии чекистов-оккупантов, можно даже в паспортном столе при оформлении заграничного паспорта.
«Я выехала в город Николаев для получения загранпаспорта, — делится своей историей вербовки на сайте „МГБ ЛНР" некая Елена Волкова, проживающая в оккупированном Стаханове. — В сервисном центре администратор пригласил меня к себе в кабинет. Там находилось четверо молодых людей. Они мне предложили устроиться в какую-нибудь из воинских частей на территории города и сотрудничать за денежное вознаграждение. Но у меня нет ни сил, ни здоровья, ни желания и даже физически я не могу туда устроиться, да и времени нет».
По всей видимости, если бы время и здоровье были, то жительница Стаханова и не отказала бы в помощи спецагентам-паспортистам.
Но попадаются и совсем невероятные истории «разоблачений». Так, на днях сайт «МГБ ЛНР» сообщил, что украинские спецслужбы засылают своих агентов в «республику»… под видом военнопленных. Одного такого «агента» и «разоблачили» луганские чекисты. По их словам, СБУ включила в список на обмен пленными, который состоялся 27 декабря, «своего человека» Романа Кунченко. Мужчина якобы должен был собирать сведения о «правоохранительных органах ЛНР», но план СБУ, конечно же, провалился, и МГБ как всегда сработало на славу.
Дно пробито? Как бы не так. По версии спецслужб ЛНР, для шпионажа против «республики» СБУ использует наркозависимых. Схема работы следующая: СБУ подсаживает на тяжелые наркотики жителей прифронтовых городов, а потом предлагает им заместительную метадоновую терапию в обмен на услуги шпионажа.
Лагеря
Миф о фильтрационных лагерях, куда «каратели» собираются отправлять всех русскоязычных и несогласных с политикой Киева, появился на Донбассе еще в конце 2013 года. Однако до сих пор этот фейк в той или иной форме активно используется оккупантами для запугивания мирных жителей. Так, в феврале на сепаратистских ресурсах со ссылкой на «МВД ДНР» появились новости о том, что на горячую линию «правоохранителей» поступил телефонный звонок от сотрудника украинского МВД. Аноним якобы сообщил, что он и его коллеги получили задание от руководства подобрать место для создания фильтрационного лагеря близ линии разграничения.
«Это просто немыслимо, — возмущается таинственный аноним. — О какой российской оккупации Донбасса может идти речь, когда тебе на руки выдают такие распоряжения. Это очень масштабная кампания».
Ну и, конечно же, обеспечивать порядок в лагерях будут крепкие парни из «Правого сектора».
«Ни у меня, ни у моих коллег в Мариуполе, Краматорске, Волновахе сомнений нет, „Правый сектор" там задействуют вовсе не для охраны», — уверял аноним.
«Конечно, есть те, кто искренне верит в эту чушь, — рассказывает „Апострофу" жительница Донецка Оксана. — Я имею в виду пенсионеров и людей пожилого возраста. В очередях на рынках, в магазинах активно обсуждают такие вещи, и старики реально боятся. Но понятно же, для чего это делается: Захарченко и его кодло особо не жалуют даже активные сторонники ДНР, но благодаря нагнетанию обстановки создается ситуация, что вот только он и спасет людей от „карателей" из „Правого сектора" (запрещенная в России организация, — ред.) и ужаса фильтрационных лагерей».
Слежка
СБУ следит за всеми несогласными с политикой Киева, выявляет самых непокорных, вламывается в их дома и арестовывает. Эту страшилку силовики ОРДЛО придумали для жителей прифронтовых городов, подконтрольных Украине.
Согласно версии «МГБ ЛНР», в Северодонецке, Старобельске, Лисичанске и Сватово работают оперативно-тактические группы СБУ, которые прослушивают разговоры по мобильным абсолютно всех местных жителей этих городов, и, если вдруг услышат какую-то крамолу в адрес Киева, или, например, «при Януковиче было лучше», то тут же выезжают к несогласным с обысками и арестами. По классике жанра, зверские обыски проводят члены добровольческих батальонов и «Правого сектора».
«Ну, тут все понятно, оккупантам ведь надо держать в тонусе свою аудиторию за пределами ДНР, — говорит „Апострофу" житель Мариуполя Егор. — Даже в Мариуполе на самом деле не так и мало людей, которые лояльны к боевикам, поэтому им надо давать какую-то информационную „пищу", чтобы лояльность сохранялась, а страх перед Украиной усиливался. Хотя люди живут в мирном городе, при украинской власти, их дети ходят в украинские школы, то есть они сами живут этой нормальной жизнью, и чего тут бояться, лично я не пойму».
Шарики
Эта страшилка, наверное, самая феерическая из всех, которые были придуманы оккупантами за время боевых действий на Донбассе. Оказывается, «каратели» ВСУ так сильно завидуют развитому сельскому хозяйству в ЛНР, что намеренно поджигают поля. Об этом на полном серьезе сообщает так называемый глава «МЧС ЛНР» Сергей Иванушкин.
Но вся фишка в том, как именно «оккупанты ВСУ» сжигают урожай. Для этого «каратели» разработали хитроумные устройства на основе мобильных телефонов. Суть изобретения такова: к мобильному телефону подсоединяются провода, к ним припаивается электровоспламенитель, к воспламенителю — спички, а спички вставляются в воздушные шарики, наполненные горючей смесью. Такие устройства украинские диверсанты якобы оставляют на полях оккупированных территорий, а потом просто делают несколько звонков — и поля уже горят. То есть элементарно положить на поле парочку мин для «карателей» слишком просто и скучно.