Можно бесконечно смотреть на то, как горит огонь, как течёт вода и как украинцы занимаются политикой. Страна живёт от выборов до выборов, словно в былые времена от пятилетки к пятилетке.
Однако степень соответствия действий власти запросам населения никак не коррелирует с уровнем политической активности граждан. Ни майданы, ни бесконечные реформы так и не изменили этого железного закона. Не следует ли искать причину в самой природе украинской государственности, а не в «плохих парнях» во власти, на смену которым приходят ещё худшие?
Теория, объясняющая, почему всё плохо, известна. Даже если сбросить со счёта происки путинского Мордора, то глобально виноват Советский Союз и лично Кровавый СталинТМ. Это вам расскажет и министр в телевизоре, и эксперт в фейсбуке, и профессор с университетской кафедры, и кум Мыкола на кухне. Причём не важно, что зловещих коммунистических сущностей нет уже десятки лет. Они-де укоренились в ментальности «элит», да и вообще поколения людей «кому за 50». Отсюда и необходимость переименований городов и улиц, сноса памятников, отмены праздников и тому подобной декоммунизации. Кстати, недавно было объявлено, что она в целом завершена. Надеюсь, вы ощутили улучшения или ожидаете его в самое ближайшее время? Ну это так. Важно, что, кроме тоталитарной скверны СССР оставил Украине колоссальное наследие: промышленность — одну из самых развитых в Европе, высокопродуктивное сельское хозяйство, транспортную инфраструктуру, хорошо оснащённую науку, мощнейшую армию, обладающую тысячами танков, сотнями самолётов, стратегическими ракетами с ядерными боеголовками. УССР, при всех накопившихся к 1991 г. проблемах, имела огромный экономический потенциал, позволявший построить крепкое, современное государство.
Собственно именно этот аргумент убедил многих проголосовать за независимость на референдуме. И где же этот потенциал сейчас? Правильно, работает на благо евроэкономики. Остатки былой роскоши вернулись в Украину в виде инвестиций с Кипра и Панамы. Вот вам самый простой ответ, что представляла и представляет собой украинская власть. Это не суверенный субъект политики, а ликвидационный комитет. И потому не важно, хорошие или плохие, умные или глупые, квалифицированные или нет люди занимают должности в этом комитете. Старые кадры против новой поросли, бело-синие против оранжевых, «революционеры» против «реваншистов» — всё это мишура, пыль, борьба нанайских мальчиков. Даже война на Востоке — только бизнес, хоть и жёсткий, конкурентный, на грани фола, с классово близкими партнёрами-ворогами из-за поребрика.
Да, ещё чиновный люд всех званий и разрядов, используя преимущества служебного положения и наших «прекрасных» законов, зарабатывает себе на хлеб с маслом (эту естественную в рамках обозначенной системы деятельность у нас называют коррупцией). А реформы, политические баталии, митинги, скандалы и шоу — не более чем декорации фейковой демократии, за кулисами которой скрывается монстр.
Когда-то английский философ Томас Гоббс сравнил государство с библейским чудовищем Левиафаном. Для украинского государства как частного случая постсоветского есть другой ёмкий образ. Голем. Глиняный великан, вызванный к жизни каббалистической магией для исполнения задачи, порученной ему хозяином. Исполнив всё, Голем превращается в прах, из которого создан. Нынешний украинский Голем близок к завершению своей миссии.
Рассыплется ли он, став ненужным, или проявит непокорность, подобно прототипу из легенды? Как бы там ни было, лучше не стоять у него на пути. Людям нужно думать о своём собственном будущем, а не о том, чью сторону принять в битве чудовищ.