В борьбе Китая, США и России за власть нужно ждать проявлений не великодушия и благородства, а жадности и обидчивости.
«Драма большого любовного треугольника» — пожалуй, именно так можно будет назвать происходящее позже.
Выбор названия происходящего сейчас не так очевиден, как после окончания Второй мировой войны. Тогда раскол между Востоком и Западом назывался холодной войной. Главные явления настоящего периода — терроризм, глобальное потепление и информационные технологии.
В кризисах, перемежающихся друг с другом, центральную роль играет борьба за статус главной сверхдержавы, в которой Китай и Россия бросают вызов Америке и друг другу.
В свете более ранних примеров эта ситуация не сулит ничего хорошего. В истории появляются ужасные шрамы, когда три или больше государств начинают соперничество за ведущие позиции и заключают друг с другом неустойчивые союзы.
Ситуация сильно отличается от того, что было в многополярных европейских войнах XIX и XX века. У одного участника из трех, то есть у США, пока есть перевес в силе. Китай и Россия находятся на разных уровнях. Военные действия между крупными державами не являются непосредственной угрозой. Если только речь не идет об ошибочных прогнозах.
Ситуация бы стала заметно спокойнее, если бы линия США была более однозначной, но президент Дональд Трамп ставит под сомнение международные договоренности, инициатором которых выступала сама Америка.
Президент России Владимир Путин — самый непредсказуемый из этой тройки, поскольку он — самое слабое ее звено. Противодействие и нарушения сделали Россию ярким игроком, но в то же время испортили отношения с Америкой, признания которой Путин так сильно жаждет.
Президент Китая Си Цзиньпин казался самым адекватным участником, который хочет укрепить международные отношения, но его желание пожизненно управлять Китаем тоже наводит на разные мысли о его намерениях.
Конкуренция сверхдержав ‒ не вежливое состязание, а жестокая игра государств. Ее нельзя сравнить с играми в песочнице, потому что в песочнице все проявляют дружелюбие и благодарность по отношению друг к другу. В играх сверхдержав присутствуют только жадность, жажда мести и тщеславие.
Кари Хухта — журналист «Хельсингин Саномат», специализирующийся на вопросах политики безопасности и внешней политики.