Любовь играет важную роль в жизни арабов, и страсть — это лишь первая ее степень, несмотря на то, что считается, что страсть сильнее всех иных чувств. Если страсть с ее воздействием на человека — первая ступень любви, то каковы ее следующие ступени?
Однако, говоря об уровнях или ступенях любви, нужно учитывать значение тела, которое является объектом этой любви, фундаментальный аспект вопроса. Абу Мансур ас-Саалиби написал большую книгу под названием «Фикх аль-люга ва асрар аль-арабия», в которой он, среди прочего, описал детали женского тела, не упустив даже такую ее часть как зубы, которые он представил в самом красивом описании.
Абу Мансур Абдул-Малик ибн Мухаммад ас-Саалиби родился в 350 году по хиджре, жил в Нишапуре и был одной из самых известных фигур, восхвалявших арабов и их жизнь. Он утверждал, что тот, кто любит арабов, должен любить и их язык. Так, в предисловии к своей книге «Фикх аль-люга ва асрар аль-арабия» он написал: «Тот, кто любит Всевышнего Аллаха, также любит Пророка Мухаммада, мир ему, кто любит посланника, тот любит арабов, а тот, кто любит арабов, тот любит арабский язык, прилежен в его изучении и придаёт ему большое значение».
Любовь: первая ступень — страсть, последняя — безумие!
Как пишет ас-Саалиби, у любви есть несколько степеней, и первая из них — это «гува» (страсть). Странно то, что вторая степень, которую он называет «аляка» (связь), он рассматривает как любовь, необходимую для сердца. Когда эта связь усиливает чувство любви, последняя становится «кяляф» (сильная любовь, страсть), а после неё приходит «ишк» (любовь, влюбленность).
Хотя понятие «ишк» имеет достаточно характеристик, чтобы считаться высшей ступенью любви, ас-Саалиби выделяет также следующее состояние — «ляза» — «приносящее счастье сердцу», после которого приходит чувство «щагаф» (сильное увлечение, страсть), которое переполняет сердце человека. Следующая ступень — это «джава» (сильная любовь), скрытая страсть.
Женское тело в деталях!
Книга ас-Саалиби, о которой мы упомянули выше, не посвящена конкретно женщине или ее телу. Эта книга посвящена языку, словам, их значению и использованию. В ней множество разделов, в каждом из которых рассматривается один из аспектов жизни арабов, включая еду, одежду, верховую езду, сельское хозяйство, искусство, имена, описания и многое другое. Это произведение имеет всеобъемлющий характер.
В разделе «Упорядочение женской красоты» он пишет, что если женщина обладает определённой степенью красоты, она светла и привлекательна. Если ее красота не нуждается в украшениях, то ее можно назвать красавицей. Если красота женщины неоспорима как клеймо, ее можно считать миловидной. Женщина «блестяща», если при взгляде на нее вы преисполняетесь чувством восхищения. Если же она своей красотой превосходит всех остальных женщин, то она великолепна.
Ас-Саалиби описывает женскую кожу как чистую, нос считает красивым, глаза — милыми, рот — прелестным, талию — изящной. При помощи слова «хауд» он описывает красивую молодую женщину с добрым нравом. Если она нежна и хрупка, ее можно назвать «мамкура». Ас-Саалиби, продолжая писать о женском теле, утверждает, что если какая-то часть ее тела малоподвижна, то она «мубталля». Если живот женщины изящен, то ее можно назвать «хайфа», то есть стройной, если талия женщины тонка, значит, она «мамщука». Если же у женщины выдающиеся бёдра, то ее называют «варкаа».
В отношении полных женщин, которым ас-Саалиби отдаёт предпочтение, он говорит, что если женщина имеет полные руки и ноги, она — «хадаладжа». Однако ее полнота может увеличиться и тогда в отношении к ней нужно употребить слово «мармара». В то же время если лишний вес замедляет подвижность женщины, ее называют «ана» или «вахнана».
Также женщины могут быть тучными — «дахма». Если они более чем, тучные, но это не делает их безобразными, то по отношению к ним употребляются эпитеты «рибхаля» и «сабхаля». Как отметил исследователь, если женщина достигает предела в своей полноте, то она «калиа».
Женщин с рыхлым животом он называет «муфада», с большим — «аракрака», женщин с большой грудью — «ватбаа», с маленькой — «джадаа». Женщина, которая выглядит «худосочной», достойна эпитета «кыфра», если у неё худые ноги, то она «карваа», если же ее бёдра представляют собой одни кости, то ее называют «масваа».
Кожа, зубы и все то, о чем нельзя написать!
Женская кожа также бывает разной. Если она мягкая и тонкая, то женщину назовут «бад'а», то есть обладательницей нежной кожи. Если она не только нежна, но и красива, то такой коже соответствует эпитет «абкара». Перечисляя характеристики женственности, соответствующей арабской культуре, ас-Саалиби пишет, что женщина с изящной походкой — «гада» или «гайда» (молодая девушка, красавица), если у неё красивые губы, она — «ращуф».
Описывая детали женского лица, автор не ограничивается описанием «красивых губ», но также пишет о хорошем запахе.
Ас-Саалиби подробно пишет о женском теле, в том числе о бёдрах. Так, к примеру, он говорит: «Если бедра женщины очень узкие, то она — "ляфа"». Примечательно, что ас-Саалиби описал все детали женского тела, не оставив без внимания ни одну ее часть, даже те, о которых мы не можем написать, за что «Аль-Арабийя» приносит свои извинения.
По мнению ас-Саалиби, женские зубы тоже красивы, особенно если они редко расположены, поскольку маленькие пространства между зубами придают им женственность.
Считается, что ас-Саалиби был одним из ведущих авторов своего времени, за что его прозвали вторым Джахизом. Его уникальная книга, о которой идёт речь в этой статье, Ее ограничивается описанием женской красоты, он также пишет о том, что бывает безобразным в женском теле, будь то зубы, нос или рот. Его сборник свидетельствует о том, что арабы издавна имели знания о теле и его частях и изучали его красоту, даже сам ас-Саалиби коснулся этого, написав стихотворение о любви:
Я упал в постель на время,
И прижимаю к сердцу сломанное крыло.
Я болен одной лишь любовью.