Принцип Меркель в значительной степени основывается на нарушенной коммуникации. Она что-то говорит, мы изумляемся, спрашиваем себя, действительно ли это имела в виду тетя Хельга, берем небольшой таймаут, испытывая чувство неловкости за нее — а она снова ушла, оставив нас в недоумении.
В понедельник этот принцип снова нашел свое отражение в разговоре о Владимире Путине. Ее спросили, правда ли то, что она время от времени посылает Путину немецкое пиво? И что она получает взамен? Да, ответила она, «иногда появляется возможность обменяться. Я однажды получила очень хорошую копченую рыбу».
Пиво и копченая рыба как элементы дружеского сосуществования — умопомрачительно. И, пожалуй, имелось в виду именно это. Мне не хватает подробностей: не нарушает ли случайно канцлер подобным образом эмбарго ЕС? То, что главы двух стран, все сильнее вовлекающихся в конфликт, обеспечивают друг друга продуктами питания — хороший знак или плохой? И как они об этом договариваются? «Дорогой Влади, я оставлю тебе Крым, если ты пришлешь мне еще того самого вкусного копченого осетра. А икра пусть достанется Шредеру». Так?
Бицепсы блестят
Возможно, мы несправедливы к Путину. Он болтается по Кремлю, бицепсы блестят, железо прокачано, работа ему надоела. Тогда он просто спускается в супермаркет и просит завернуть для Ангелы хорошей рыбы. Хотя он и не сам ее поймал, но и канцлер тоже пиво не сама варит, а покупает, возможно, в магазине на улице Моренштрассе. Такова мировая политика: это вовсе не расчетливые ходы, согласованные со спецслужбами, цель которых отравление канцлера или доведение российского президента до алкоголизма. Это просто очень похоже на то, как мы шлем друг другу открытки. Мило!
Что движет канцлером? Речь идет о дозе удовольствия. «Если при оформлении [коалиционного договора] можно было бы добавить порцию удовольствия, — сказала она, — то это может стать хорошей работой правительства». Не хочу каркать, но политические темы, которые доставят настоящее удовольствие при их обсуждении, — откуда им взяться? Может, Влади, что-нибудь пришлет.