Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй накануне в ходе выступления в Палате общин заявила о намерении Лондона противостоять России из-за отравления экс-агента ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери нервно-паралитическим веществом. В совершении атаки Мэй обвинила Москву. Ниже приведены ее комментарии, сделанные в ходе заседания британского парламента.
«Речь не идет о нашей дипломатии или о том, какой дипломатической поддержкой мы пользуемся во всем мире. Речь идет о том, что российское государство виновно в совершении этих действий на территории нашей страны».
«Речь идет не только об инциденте, который произошел здесь, в Соединенном Королевстве; речь идет об имевшем место применении химического оружия — незаконном применении химического оружия, и о роли российского государства в разработке химического оружия вопреки международному праву».
«Мы поговорим с Организацией по запрещению химического оружия не только о том, каким образом можно провести независимую экспертизу образца нервно-паралитического вещества, использованного здесь, в Великобритании, но и другие действия, которые ОЗХО может предпринять».
«Мы будем решать свои дела сами в этой стране. Российский посол не будет говорить нам, что делать, и я ожидаю, что руководство палаты представителей позаботится о том, чтобы не было возможности вмешательства подобных внешних сил в выборы в этой палате».
«Главная обязанность правительства — защищать нацию. Мы относимся к безопасности и целостности демократических процессов в этой стране очень серьезно. Что касается дезинформации, которую использует Кремль: мы знаем, что они постоянно используют ее для дестабилизации предполагаемых врагов. Работа над этим — долгосрочный приоритет для Великобритании. Мы продолжим работать не только как Соединенное Королевство, но и вместе с международными партнерами для борьбы с ней».
«Сегодня мы говорили об использовании российскими властями нервно-паралитического вещества — химического оружия — на территории Великобритании и грубого нарушения международного порядка, основанного на правилах, а также юридических требований в сфере использования химического оружия».
«Мы говорим с Организацией Объединенных Наций о реформе ООН целым рядом способов. «Замкнутый круг» заключается в том, что любое решение о реформе, которое может принять Совет Безопасности ООН, может оказаться заблокированным Россией, которая входит в его состав».
«Мы надеялись, что российские власти будут готовы осознать важность свободных СМИ, но, как это ни печально, судя по той одной или двум вещам, которые мы услышали вчера вечером, кажется, это не так… Работа BBC World — это важный элемент влияния Великобритании и важный ресурс для тех, кто верит в демократию, верховенство закона, свободу слова и самовыражения».
«Мы верим в верховенство закон и демократию, а также свободные СМИ, хотя, конечно, вопрос статуса вещания Russia Today в Великобритании, — это вопрос не для правительства, а для Бюро по коммуникациям, которое независимо».
«Тем, кто хочет поехать в Россию, стоит проконсультироваться в МИД. Насколько я понимаю, рекомендации для путешественников не изменились, но людям, конечно, стоит проверить это перед отъездом».
«Как я сказала в своем заявлении, мы признаем, что может произойти дальнейшая провокация со стороны России. Если это произойдет, у нас есть дальнейшие меры, которые мы можем использовать, однако важно — и мы призываем международных союзников тоже это сделать — признать, что это важный момент для того, чтобы встать и сказать России: «Нет, это нельзя делать!»»
«Кажется, вчера вечером я видела цитату российского посла, который сказал, что Россия — не та страна, которая принимает ультиматумы. Что же, я могу сказать, что… Соединенное Королевство — это не та страна, которая терпит угрозы, и мы будем им противостоять».
«Мы очень четко даем понять, что наш спор — не с российским народом. Мы обеспокоены российским государством — российским правительством и его действиями. Я думаю, что в нашем ответе важно продемонстрировать это не только словами, но и делами. Сегодня я говорила об ответе, который повлияет на российское государство и российское правительство, но не российский народ».
«Я не думаю, что в наших силах, в силах одного лишь Соединенного Королевства, исключить Россию из Совета Европы, однако… наш уважаемый друг, член парламента от Ньюбери (Ричард Беньон) предложил членам парламента, которые входят в такие многосторонние группы, предпринять все попытки, чтобы донести информацию о незаконных действиях России».
«Сегодня это произошло на земле Великобритании, но это могло произойти в любой из группы других стран. Другие государства и сами видят действия, предпринимаемые Россией, такие как попытки вмешаться в выборы, а также кампании пропаганды и дезинформации. Важно работать вместе, насколько это возможно».
«Как я сказала в своем заявлении, мы заморозим российские государственные активы в случаях, когда у нас есть доказательства того, что они могут быть использованы для угрозы жизни или собственности граждан или жителей Соединенного Королевства».
Я была рада посетить наши войска в Эстонии в прошлом сентябре. Мы там, конечно, находимся вместе с союзниками, и я была удовлетворена тем, что во время Англо-французского саммита в январе президент Макрон поддержал размещение контингента французских войск в Эстонии для соединения с нашими войсками. Это важный коллективный знак нашей приверженности защитить Запад от России».
«В ходе предыдущих встреч совета Евросоюза я уже поднимала вопрос использования Россией дезинформации и пропаганды и снова его подниму. Мы признаем необходимость противостоять кампании дезинформации, проводимой Кремлем, работа над этим — долгосрочный приоритет для Великобритании, однако в этом направлении мы, конечно, будем работать с нашими международными союзниками».
«Как я сказала ранее, наш спор — не с российским народом, и мы продолжаем осознавать, что речь идет о действиях российского государства и правительства. Как я сказала ранее в своем заявлении, многие из нас смотрели на постсоветскую Россию с надеждой, которая сначала получила развитие, но, к сожалению, картина сейчас — совсем другая из-за того, как президент Путин решает эти вопросы».
«Я говорила с президентом Трампом вчера, и он раскритиковал инцидент. Мы будем продолжать говорить с американской администрацией, потому что они — одни из тех союзников, которых мы призываем работать вместе с нами в рамках коллективной реакции на эту тему».
«Мы, конечно, готовы подвергать критике администрацию Путина и российское правительство, мы это делаем по нескольким направлениям и продолжим это делать».
«Нужно точно понимать, что отношение российского государства демонстрируется тем, что оно делает, а не тем, что оно говорит».
«Ни один человек, живущий в России, не получит выгоды или шанс на улучшение благосостояния в результате подобных действий. Российское государство делает это для себя, а не для российского народа».