Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Знакомство с Захаром Прилепиным

Он — современный писатель-активист, «патриот». Он воевал в Чечне и поддерживает пророссийских сепаратистов на Украине, от имени которых написал «Письма с Донбасса». Сейчас он — гость на открывающемся 16 марта Парижском книжном салоне.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда мы встречаем Захара Прилепина в Париже, возникает ощущение, что в его глазах мы воплощаем все то, что вызывает отторжение у этого «патриота», который в прошлом пошел добровольцем в Чечню, а сегодня поддерживает пророссийских сепаратистов из Донбасса: западный и проевропейский либеральный конформизм, так как его представляет себе российская интеллигенция.

Когда мы встречаем Захара Прилепина в Париже, возникает ощущение, что в его глазах мы воплощаем все то, что вызывает отторжение у этого «патриота», который в прошлом пошел добровольцем в Чечню, а сегодня поддерживает пророссийских сепаратистов из Донбасса, ведущих войну против Украины с 2014 года: западный и проевропейский либеральный конформизм, так как его представляет себе давняя традиция российской интеллигенции.


Поэтому нам нужно постараться прорваться через двойной слой стереотипов: наши собственные предрассудки о России и клише «нацболов» Эдуарда Лимонова, с которым некогда поддерживал близкие отношения Прилепин. Только так можно попытаться разгадать тайну этого необычного человека грубой внешности, который то ведет себя высокомерно, то проявляет теплоту. Он — плодотворный писатель и один из самых ярких литераторов современной России, каким он сам себя считает без ложной скромности.


Не любящий Москву провинциал


До 2015 года Захар Прилепин был известен в первую очередь как невероятно честный летописец России послеперестроечных лет, пишущий о молодежи, оставшейся за бортом («Санька», «Ботинки, полные горячей водки»). Сам он утверждает, что ничего не придумывал в своем повествовании. Кроме того, мы обязаны ему довольно резкими рассказами о его собственных кампаниях на Кавказе («Патологии», «Я пришел из России»). Как бы то ни было, с выходом 800-страничного исторического романа «Обитель» о Соловках, которые были настоящей лабораторией ГУЛАГа в 1920-х годах, он сменил жанр и, наверное, создал собственный шедевр.


Книга разошлась у него на родине тиражом в 150 000 экземпляров, хотя столетие октябрьской революции вызывало неловкость у кремлевской элиты. Роман возносит автора в созвездие великих российских писателей, на уровень Достоевского и Горького, который, как и Прилепин, родился в Нижнем Новгороде на Волге. В тени золотых куполов этого промышленного города Прилепин, не стремившийся в Москву провинциал, изучал лингвистику в местном университете и прожил почти всю жизнь с женой и четырьмя детьми.


Проза Прилепина представляет собой настоящую классику и стремится к трансформации самых страшных современных переживаний в путь духовного развития. «Можно установить связь не только между войной и насилием, но и войной и святостью», — говорит он. Недавно он сблизился с православной церковью, женившись по церковным обрядам в Спасо-Преображенском соборе Донецка. «Я не считаю себя примерным верующим, но Бог существует», — лаконично комментирует произошедшее Прилепин, не горя желанием говорить о своей личной жизни.


Хемингуэй для него образец


В этом человеке поражает контраст между пристрастием к забегам по лесам в военной форме и энциклопедической литературной культурой. Один из его французских издателей Мишель Парфенов (Michel Parfenov) говорит о любви Прилепина к тетралогии Томаса Манна (Thomas Mann) 1930-х годов «Иосиф и его братья». Кроме того, ему принадлежит непереведенная биография писателя Леонида Леонова (1899-1994). Как считает специалист по славянской культуре из Женевского университета Жорж Нива (Georges Nivat), Захар Прилепин относится ко все еще живой в России, но угасшей на Западе линии боевых писателей: «Разве Лев Толстой не стал летописцем Крымской войны с «Севастопольскими рассказами»?


Образец для Прилепина находится, скорее, в творчестве очень популярного в России Хемингуэя, в его романах «Прощай, оружие» и «По ком звонит колокол». Как бы то ни было, он охотно называет Аполлинера и Ромена Гари. «Я не призываю никого брать в руки оружие», — отвечает он, когда мы говорим о военном духе его фраз, которые зачастую коротки и точны, как выстрел. «До того, как стать писателей, я был солдатом, — оправдывается он. — Это моя профессия, моя работа. Чехов говорил, что если бы началась война, он пошел бы на нее врачом. Но я — не врач!»


Говоря о давнем суде над непонятой, по его мнению, Западом Россией, которую систематически обвиняют в агрессии, он заимствует небольшую историю у любимого британского романиста Джулиана Барнса (Julian Barnes): «Мужчина и женщина идут по улице в Англии. Проезжающая мимо машина обдает женщину грязью. «Fuck!» — восклицает она. Мужчина же считает ее реакцию избыточной: «Что бы ты сказала, если бы в Великобритании высадились русские?» Этот вопрос звучит просто абсурдно от англичанина, потому что русских там никогда не было и не будет. При этом сами англичане не раз высаживались на российской земле: Соловки, Мурманск, Камчатка и Крым…»


«Нет, я не националист»


В новой книге «Письма с Донбасса» Захар Прилепин придерживается стиля писателя-журналиста, сочетая повествование с интервью: этот жанр принес Светлане Алексиевич из Белоруссии Нобелевскую премию по литературе в 2015 году. «Не думаю, что такое сравнение пришлось бы по душе Алексиевич», — улыбается он. Востребованная на Западе автор «Конца красного человека» является настоящим идеологическим антиподом Прилепина, который вот уже полтора года как забросил писательство в угоду поддержки донбасских сепаратистов (там он получил звание заместителя командира батальона республиканских сил).


Ультралевый национализм, который, как считается, пронизывает его произведения, а также Донецкую народную республику с ее мужественным лидером Александром Захарченко, действительно формирует основу его взглядов? Почему он пытается размыть черту между большевиками и белыми в своих романах? В 2012 году он написал провокационное «Письмо товарищу Сталину»: «Ты сохранил жизнь нашему роду. Если бы не ты, наших дедов и прадедов передушили бы в газовых камерах, аккуратно расставленных от Бреста до Владивостока, и наш вопрос был бы окончательно решён. Ты положил в семь слоев русских людей, чтоб спасти жизнь нашему семени. (…) О, если б ты прожил ещё полвека — никто б не разменял великую космическую одиссею на айподы и компьютерные игры».


«Нет, я не националист, — отвечает Прилепин. — Это распространенное заблуждение в прессе, особенно западной. В моем восприятии мир гораздо сложнее детское игры, где все делятся на хороших и плохих. Что касается гражданской войны, провести отличие тут невозможно. Я пытаюсь описать эти сложности. В октябрьской революции были огромные подвижки, люди, чья жизнь стала лучше. С другой стороны, были бесчисленные жертвы и зверства со стороны каждого лагеря».


По мнению журналистки и писательницы Анн Нива (Anne Nivat), которая недавно выпустила книгу «Континент за Путиным», Захар Прилепин, чья семья несколько улучшила свое положение во времена СССР, является представителем поколения, которое пострадало после распада советского строя, тогда как молодежь куда меньше волнует период социализма. Хотя некоторые обозреватели вроде политолога Андрея Грачева считают, что его литературное творчество иссякает, Анн Нива уверена, что вскоре он вновь возьмется за перо. Он упорно ставит свой талант на службу делу, которое защищает, и, быть может, однажды подарит Донбассу нечто вроде того, чем стали «Двенадцать» Александра Блока или «Конармия» Исаака Бабеля для октябрьской революции и ее продолжения.


Донецкая рапсодия


Захар Прилепин решительно встал на сторону донбасских сепаратистов и представляет свой субъективный рассказ о несколько забытой, но все еще актуальной войне. С 2014 года пророссийские силы ДНР и ЛНР противостоят в ней украинским войскам. Писатель описывает ситуацию с точки зрения первых, и к представленным им фактам следует отнестись с осторожностью.


Как бы то ни было, интерес этой книги заключается не в предоставляемой ей информации, а в целой галерее написанных автором портретов протагонистов этой «грязной войны» в Донбассе. Он стремится отмыть этих бойцов, чью форму ему самому доводилось носить, от окружающих их подозрений и стереотипов (алкоголизм, коррупция, насилие, и т.д.).


Здесь мы видим интересные литературные наброски Арсения Павлова по прозвищу «Моторола» (убит 16 октября 2016 года), Михаила Толстых по прозвищу «Гиви» (убит 8 февраля 2017 года) и нынешнего главы ДНР Александра Захарченко, а также «женщин Донбасса», журналистов или даже поэтов, которые перешли в лагерь сепаратистов. Это касается в частности либерала и противника войны в Чечне Андрея Бабицкого, который перешел в антизападный национализм и решил поддержать борьбу с украинскими «фашистами».


Во всей этой рапсодии размышлений и бесед ощущается, что точкой отсчета для Прилепина становится война в Испании (1936-1938). Он хотел бы стать ее новым Хемингуэем, показать безразличное, по его мнению, отношение мира и даже российской молодежи к событиям на востоке Украины. Как бы то ни было, глядя скорее на политический, а не на романтический порыв этой книги, понимаешь, что она вряд ли станет его главным творением.

Популярные комментарии
Лб
Лысая башка
15
Уважаю Захара Прилепина, русский писатель, честный и настоящий, таких как он единицы, ждём новые книги с удовольствием буду читать.
Анфисонька
12
scontent-cdg2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/fr/cp0/e15/q65/r90/29339543_1643190392439401_46201281889645363 Книга Захара о Донбассе на французском. Поздравляю его от всей души. Пусть все знают правду.
Обсуждение
Комментариев: 37
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Б
Боеслав
18 марта 2018, 20:17
Прилепин молодец, Уважаю, а ля ман... фу какое не приличное слово попыталась его принизить? Поздравляю сами пренижевшись даже не испачкались. Но Вы правы гуано к гуано не липнет.
Лб
Лысая башка
18 марта 2018, 20:27
Уважаю Захара Прилепина, русский писатель, честный и настоящий, таких как он единицы, ждём новые книги с удовольствием буду читать.
Анфисонька
18 марта 2018, 20:34
scontent-cdg2-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-9/fr/cp0/e15/q65/r90/29339543_1643190392439401_46201281889645363 Книга Захара о Донбассе на французском. Поздравляю его от всей души. Пусть все знают правду.
С6
Слава 66
18 марта 2018, 20:39
Писатель и патриот.
МужикКакойта
18 марта 2018, 20:41
Слава 66, А еще сепаратист и террорист.
Кольский лопарь
18 марта 2018, 21:07
МужикКакойта, а еще колорад и ватник!)))
юдебольшевик
18 марта 2018, 22:25
МужикКакойта, А еще сепаратист и террорист. Ну террорист ещё хоть как-то прилепить можно, а в чём его сепаратизм.
МужикКакойта
18 марта 2018, 22:31
юдебольшевик В поддержке. Я вот тоже поддерживаю сидя на диване. Просто завтра на работу.
torg32
18 марта 2018, 20:39
Уверена, что нынешний опыт, который Захар Прилепин получает в Донбассе, воплотится в новые книги. Но, чтобы стать современным Достоевским, ему надо поверить в Бога так, как верил наш великий классик (мой любимый).
Анфисонька
18 марта 2018, 20:50
torg32, Не понимаю, зачем ему кем-то становиться? Он уже стал ЗАХАРОМ ПРИЛЕПИНЫМ.
МужикКакойта
18 марта 2018, 21:15
torg32, Достоевский верил в бога так же, как и Толстой.
torg32
18 марта 2018, 21:36
МужикКакойта, верили они по-разному. Л. Толстой: «В Галилее и Иудее появился великий мудрец, учитель жизни, Иисус, прозванный Христом. Учение его слагалось из тех вечных истин о жизни человеческой, смутно предчувствуемых всеми людьми и более или менее ясно высказанных всеми великими учителями человечества: браминскими мудрецами, Конфуцием, Лао-Тзе, Буддой». Ф.Достоевский: «…Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен;… м в такие-то минуты я сложил себе символ веры, в котором все для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивой любовью говорю себе, что и не может быть. Мала того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».
МужикКакойта
18 марта 2018, 21:58
"Русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может ... вникните в православие: это вовсе НЕ ОДНА ТОЛЬКО ЦЕРКОВНОСТЬ и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации. В русском христианстве, поИЕ-настоящему, даже и МИСТИЦИЗМА нет вовсе, в нём одно ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ, один Христов образ, - по крайней мере, это главное." с Просто в бога каждый по своему верит.
v
vibbtwo
18 марта 2018, 20:45
Отношение мира к гражданской войне в Испании вовсе не было безразличным. Демократические страны помогали фашистам чем могли. :)
srgmkv
18 марта 2018, 20:56
Ща укры набегут, затявкают хором.
elcomdrive
18 марта 2018, 21:18
srgmkv, у них сегодня самый важный день, вся страна прильнула к голубым экранам :)
dr
drilling rig krylovka
18 марта 2018, 21:19
Голосовал за Грудинина - за жизнь без олигархов и капитализма.
МужикКакойта
18 марта 2018, 21:40
drilling rig krylovka, А вся страна проголосовала за олигархов и капитализм.
dr
drilling rig krylovka
18 марта 2018, 23:04
МужикКакойта, да уж вижу как минусуют.
N9
N 99
19 марта 2018, 05:00
drilling rig krylovka, голосуй, не голосуй, но социализму нет. Слово олигарха стоит слов миллиона-другого россиян уровня жизни большинства.
М
Морпех
19 марта 2018, 05:31
drilling rig krylovka, вот точно такой же олигарх твой Грудинин....ну один в один .... не может денежный мешок бороться против денег ....миф это :)
N9
N 99
19 марта 2018, 06:04
Морпех, Грудинин все же сильно отличается от олигархов-сырьевиков. Он бизнесмен, капиталист, но не сырьевик и не чиновник.
KLG
19 марта 2018, 09:17
drilling rig krylovka, какая-то странная у Вас логика - голосовать за олигарха, потому что хочется жизни без олигархов и капитализма! А Грудинин продукт какой системы - социализма что ли? Вот выбрали бы Грудинина - думаете были бы пчелы против меда?
p
petrov_al_2008
19 марта 2018, 10:30
drilling rig krylovka, миллионер против бабала ))) Видимо детки Грудинина у санков - гайки точат )))) А он 12 счетов в Швейцарии открыл по недоразумению - а так то канечна патриот и бессеребрянник )))
aist99
19 марта 2018, 11:16
drilling rig krylovka,( Голосовал за Грудинина - за жизнь без олигархов и капитализма.) То что Грудинин сам олигарх и капиталист никак не диссонирует?
g
gennadiy21
18 марта 2018, 21:48
Бедный автор, Николя Вейль (Nicolas Weill), нельзя ему,никак нельзя писать с симпатией о России и русских.
Г
Грац
18 марта 2018, 21:57
современный классик, долгой ему жизни и плодотворного творчества
k
kris
18 марта 2018, 22:16
Интересно, кого автор считает патриотом без кавычек?
Opozdavshiy
18 марта 2018, 22:27
Великий француз Сент Экзюпери сказал, что прежде чем писать, надо жить. Прилепин живет. Может быть его убьют - он это знает, война. Но он живет, потому что нет другого способа писать. А французы об этом забыли. И зачем унижать себя глупостями в статье? демонстрация отстраненности? "Он получил звание заместителя командира батальона республиканских сил". Блин, это его должность, в которой он работает. А звание им полученное - подполковник, кажется. И совсем смешно про "представленным им фактам следует отнестись с осторожностью." Автор лучше бы бы Макрону посоветовал бы быть осторожным в с его дурацкими оценками провокации со Скрипалем. Как ни как, но это его, автора, Президент, ведет себя, как олух царя небесного. И ведь не стыдно ребятам поучать..
Пт
Почти татарин
18 марта 2018, 23:07
Мужик!
starik39
18 марта 2018, 23:15
Блестящий писатель с колоссальном знанием классики,человек сделавший себя сам, с оригинальным видением мира, высоко порядочный,честный. Образная система его работ оригинальна,язык необыкновенно богат.Он глубоко чувствует жизнь, но не изображает ее натуралистически,создавая переосмысленное его видением и чувствами высокое искусство.Мне кажется ,что стержнем его работ является искренняя, ничем не омраченная почти нежная любовь к людям,их глубокое понимание,честность и следование своему мужскому долгу.Одним из важных достоинств его работ является блестящее владение литературной композицией.В его лице Россия имеет художника, который войдет в великую когорту русских мастеров.
Elki_Palmi
19 марта 2018, 03:31
Наши в Париже)
N9
N 99
19 марта 2018, 04:54
Скажу так: очень политкорректно в неплохом смысле этого слова.
b
babayaga11
19 марта 2018, 07:11
Уважаю Захара Прилепина за его гражданскую позицию. Совершенно неоспоримо, что он мужественный человек и настоящий Мужчина, каким он и должен быть. Жаль только, что не хватает времени почитать его, но это исправимо.
Птибурдуков
19 марта 2018, 08:46
Осмелюсь порекомендовать уважаемым камрадам его прогрпмму на ТВ "Уроки русского". Одна из немногих программ дебилятора, которые я смотрю.
Villy_Churak
19 марта 2018, 16:22
В оригинале - на французском сайте, публикация в разделе Культура, в подразделе Книги... Неужели это кто-то читает..? А жаль.
Слава 66
19 марта 2018, 17:07
По поводу сепаратизма, что-то я не припомню, чтобы Прилепин выступал против целостности государства Российского. А по поводу терроризма обратись к Наде савченко, она их всех перечислила и сидят они в Раде.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем