Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия: почему миллионы выпускников работают не по специальности?

Cистема образования не соответствует запросам рынка труда ни по количеству выпускников, ни по качеству их подготовки.

© РИА Новости Евгений ОдиноковСтуденты Московского Государственного педагогического университета в Москве
Студенты Московского Государственного педагогического университета в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Около трети выпускников вызов работают не по специальности, причем каждый четвертый закончивший институт трудится на работе, не требующей высшего образования. С одной стороны, выпускники сталкиваются с разнообразными трудностями при поиске работы, с другой — их навыками недовольны 91% работодателей.

Около трети выпускников вызов работают не по специальности, причем каждый четвертый закончивший институт трудится на работе, не требующей высшего образования. С одной стороны, выпускники сталкиваются с разнообразными трудностями при поиске работы, с другой — их навыками недовольны 91% работодателей.


Причины, по словам экспертов, в том, что система образования не соответствует запросам рынка труда — ни по количеству выпускников, ни по качеству их подготовки. Юристов и экономистов в 10 раз больше потребностей рынка, в то время как не хватает специалистов в сферах информационных технологий, науки и здравоохранения. В учебных заведениях устаревшее оборудование, преподаватели не могут сконцентрироваться только на своей работе из-за низких зарплат, а сами студенты в период обучения работают не для получения навыков, а для заработка денег.


Согласно последним полным данным Росстата (исследования проводятся каждые пять лет), в 2010-2015 годах получили диплом 10,7 миллиона человек. Из них 5,5 миллиона выпускников (из 7,3 миллиона искавших работу) столкнулись с трудностями при трудоустройстве, главным образом из-за отсутствия опыта (3,8 миллиона), низкого уровня зарплаты (2,3 миллиона), в связи с отсутствием вакансий (1,7 миллиона) и из-за трудности найти работу по специальности (1,2 миллиона). В результате в первый год после выпуска трудоустроились 5,9 миллиона человек из 7,3 миллиона, искавших работу, следовательно, остались без работы в этот период — 1,4 миллиона.


Проблемы с трудоустройством испытывают выпускники как высших учебных заведений, так и средних. По данным Минобразования РФ, из получивших диплом в 2014 году, сидели без работы в течение года 43% выпускников средних учебных заведений и 23%выпускников вузов. По выпускникам 2015 года имеются данные только по вузам: в течение года не смогли трудоустроиться 25% человек.


Отсутствие профессиональных навыков


По данным Высшей школы экономики (ВШЭ), в 2005 — 2015 годах снизился интерес работодателей к выпускникам. Например, в строительстве доля предприятий, нанимавших выпускников, сократилась с 70% в 2005 году до 43% в 2015 году, в торговле — с 53% до 38%, в промышленности — с 73% до 62%. Руководители российских компаний не удовлетворены навыками самоорганизации выпускников, их умением анализировать, решать задачи в нестандартных ситуациях, а их профессиональную подготовку они оценивают в 3,5-3,7 балла из пяти.


О нехватке у выпускников вузов практических навыков, по данным ВЦИОМ, заявляет 91% работодателей, у выпускников средних профессиональных организаций, по информации «Бостон консалтинг групп» (The Boston Consulting Group), 60% работодателей.


Согласно выводам BCG, приобретению профессиональных навыков учащихся препятствует то, что система образования «не слышит» бизнес. Также этому способствует бедность материально-технической базы учебных заведений.


«Большая часть станочного парка в России — аналоговое оборудование. Но аналоговый тип был характерен до 1980-х годов, сейчас уже совсем другие реалии», — считает Роберт Уразов, генеральный директор союза WorldSkills Russia. Качественной подготовке студентов мешает и недостаток цифровых средств.


Компенсировать нехватку практических навыков мог бы опыт работы по профессии. Однако во время учебы большинство студентов средних учебных заведений (61,8%) работают не по специальности. Больше половины студентов всех видов учебных заведений (54%) работают исключительно для удовлетворения финансовых потребностей. За опытом, который впоследствии могли бы оценить работодатели, идут лишь 21,5% студентов средних профессиональных организаций и 28% студентов вузов.


Трудности преподавания


Есть вопросы и к уровню преподавания. Например, по данным ВШЭ на 2015 год, только 3,9% преподавателей средних учебных заведений используют в обучении студентов научную литературу на иностранном языке и 7% педагогов — учебную литературу. Это связано с низким уровнем владения иностранными языками и преподавателей, и студентов.


Нежелание преподавателей повышать свой уровень во многом объясняется их низкой зарплатой и высокой учебной нагрузкой. Несмотря на обещания государства повысить среднюю зарплату педагогов, ее уровень в 2017 году составил 76% к уровню в обрабатывающих производствах, и это всего на 1% больше, чем в 2011 году.


«Преподаватели вузов и школьные учителя получают нищенскую, унизительную зарплату, недостойную высокообразованных людей… Жалованье провинциального профессора составляет… менее 500 евро… Это превращает российских преподавателей в люмпен-пролетариев умственного труда, вынужденных постоянно искать дополнительные источники существования, что плачевно сказывается и на качестве их труда, и на их здоровье» — говорится в открытом письме министру образования РФ (апрель 2017 года), автором которого является Вера Афанасьева, профессор Саратовского госуниверситета.


Несоответствие ожиданиям работодателя


По словам управляющего партнера консалтинговой компании Odgers Berndtson Романа Тышковского, спрос работодателей не соответствует предложению вузов ни по количеству специалистов, ни по качеству их подготовки. По данным Рособрнадзора, юристов и экономистов выпускается в 10 раз больше необходимого количества. А по информацииЦБ, дефицит квалифицированных кадров наблюдается в здравоохранении, образовании, науке, технике и информационных технологиях.


Частично несоответствие рабочей силы запросам рынка труда может быть вызвано сильной распространенностью работы не по специальности. По различным данным, не по своей специальности работают от 60% до 73% экономически активного населения.


Другая особенность российского рынка труда заключается в том, что каждый четвертыйвыпускник вуза выполняет работу, не требующую высшего образования. Например, такое образование имеют 14% российских продавцов и охранников. Это объясняется тем, что многие работодатели ищут сотрудников с высшим образованием не потому, что оно требуется в работе.


«Работодатель считает, что высшее образование дает работнику некий кругозор, кроме того, люди с высшим образованием более ответственные и лучше обладают коммуникативными навыками», — считает директор центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства и госслужбы Татьяна Клячко.


На фоне чисто российских проблем, в остальном мире, по мнению Клячко, растет спрос на либо очень высококвалифицированных специалистов, либо просто на ответственных исполнителей. Эта тенденция наблюдается на фоне развития информатизации и использования технологий.


«При сохранении существующей [характеризующейся отсутствием спроса на знания] структуры рынка труда еще на 7 — 10 лет отставание России от стран-лидеров мировой экономики рискует стать несократимым», — подчеркнул старший партнер и управляющий директор, председатель BCG в России Владислав Бутенко, комментируя итоги исследования «Россия 2025: от кадров к талантам», проведенного его компанией совместно со Сбербанком, WorldSkills Russia и Global Education Futures. — Удешевление технологий, повышение волатильности делают весьма вероятным сценарий «обрыва», т. е. достаточно резкого ухудшения экономической ситуации», если в ближайшие годы не произойдет качественных изменений.

Обсуждение
Комментариев: 57
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
За Гуманизм
19 марта 2018, 18:44
по тексту...:"около трети выпускников вызов работают не по специальности.."" Свобода у нас.. ни кто не заставит работать вообще и по диплому в частности ... Хочешь работать врачом ? приходи и если ты закончил Академию МВД будь главным хирургом
М
Морпех
20 марта 2018, 07:06
За Гуманизм, сарказм?
За Гуманизм
20 марта 2018, 10:08
Морпех, жизнь !
Ватный Суслик
19 марта 2018, 18:54
почему это не по специальности? сеем смуту и раздор в цивилизованном мире, проводим хакерские атаки на эльфийские серверы, угнетаем нежных и ранимых лгбтшников, распыляем нехорошие вещества над хорошими людьми и бомбим умеренных бармалеев... ничего не забыл?
2m
19 марта 2018, 18:57
Ватный Суслик, вызываем у шпрот икоту осложнённую диареей.
s
shg200
20 марта 2018, 00:33
Всё по списку, от и до, как всосали с молоком матери - мордорской орчихи! ;)
a
anin.vasilij
19 марта 2018, 18:59
Не ваше пёсье дело как мы живём, когда спросим тогда и расскажите. Ну ка лучше затяни как вам Трампа всуропили.
A
Ainaton
19 марта 2018, 19:25
Вынужден признать, что есть в этих словах горькая правда.
s
serge_ev
19 марта 2018, 19:44
Ainaton, да уж...
a
anin.vasilij
19 марта 2018, 22:15
Ainaton, бред вы несёте, в чём горькая то, половина и не собиралась работать по специальности сразу. А вам бы поскулить, ой плохо то плохо, как всё плохо. Тьфу, профан.
l
liova01
19 марта 2018, 23:43
Ainaton, Аппетитная! Сладкое перебивает аппетит, а горечь - возбуждает.
М
Морпех
20 марта 2018, 07:10
Ainaton, согласен с anin.vasilij полностью..... избалованные малолетки идущие учиться даже не знают чем бы хотели вообще заниматься.... и их родители тоже еще те придурки - суют детей учиться туда куда не следовало бы или куда попроще :))) отсюда и такой вот бардак...а образование ныне почти рыночное - есть спрос на ненужные специальности, есть значит и предложение. Вот и учат (ну как учат...так и учат зная что этим балбесам не работать по профессии) кучу дурней. Кто реально потом захочет работать по профессии, тот пробьется в ней.... остальное - шлак, вот и пусть в продавцы и дут или охранники!
Enfield
19 марта 2018, 19:26
И сколько же образование еще будет мучиться. Советские кадры уходят и им на смену приходят современные российские. Интересно что будет в 2030-ых или 2040-ых когда "динозавры" окончательно уйдут.
S
SUSUL
19 марта 2018, 20:31
Enfield, на их место придут новые динозавры=) С xaomi и эльбрусами=)
U
Ukashy
19 марта 2018, 22:21
Enfield, Советских спецов уже давно нет. Лет эдак уже 10ть. Щас основную лямку тянут те, кто родился с 75-85 годы рождения (упорны, техничны, самостоятельны и ответственны), а вот уже с 85 уже идут лоботрясы, ничего не умеют, ничего не хотят, 0 ответственности но оплаты просят высокую.
М
Морпех
20 марта 2018, 07:12
Ukashy, именно...вымрем мы, последние совковые динозавры технари и писец придет тем остаткам промышленности и науки что еще пока живы! Более молодые "динозавры" уже ленивые и туповатые ... а молодежь вообще хоть и сообразительна, но не там и не так.
e
edm
19 марта 2018, 19:48
Видимо по мнению демократов русских учат не тому что нужно.
Кольский лопарь
19 марта 2018, 19:58
Вообще-то в России безработица среди выпускников одна из самых маленьких. В Испании, например, половина выпускников ищет работу по специальности годами и не находит.
S
SUSUL
19 марта 2018, 20:31
Кольский лопарь, Просто в России вышка наиболее доступная. У нас считается не приличным, если ты без высшего, даже если ты собираешься работать охранником на рынке
GreyCat
19 марта 2018, 19:59
Половина из обучащихся наоборот начинают работать по своей основной специальности менеджером с задатками диванных стратегов. А почему. Да пил Дружба двуручных мало в стране выпускают. Нет инструмента для познания всего многообразия мира. Вон меня чуть парочка чуть не затоптала насмерть. Идут обнявшись и каждый в свой смартфон смотрит. Я аккурат и попал в середину. Пока поднимались и извинялись тут на меня опять налетают. Теперь две подружки и каждая со смартфоном на вытянутой руке. Вот тут я понял почему сейчас так актуально обязать всех светоотражающую одежду носить. Еще и гудок нужен.
m
mastodon11
19 марта 2018, 20:10
Потому что, вместо инженеров, сварщиков и математиков настрогали юристов, туристов и онанистов.
армата
20 марта 2018, 00:22
mastodon11, а туристы почему у тебя в немилости?
Нр
Нормальный русский
19 марта 2018, 20:14
Тот случай, когда вынужден признать: многое в статье правдиво описано. Одной из причин того, что работодатели недовольны качеством подготовки специалистов является, на мой взгляд, политика оптимизации образования, когда в результате слияния различных профессиональных учебных заведений под одной крышей оказываются абсолютно различные специальности, что, естественно, затрудняет организацию учебного процесса. Массовое сокращение преподавательского состава, сопутствующее оптимизации, позволяет экономить на подготовке специалистов, но качество самих специалистов при этом падает. Нам не следует забывать о том, что обучение специалиста-профессионала требует не экономии, а вложения средств в профессиональное образование. Где их взять? А может нам сокращать не преподавателей, а непомерно раздутый чиновничий штат?
S
SUSUL
19 марта 2018, 20:33
Нормальный русский, А помимо этого не забывайте, что выпускников то много, а рабочих мест для них мало. Это менеджерам или айтишникам работы не початы край, а куда идти криогнещику?
Нр
Нормальный русский
19 марта 2018, 21:57
SUSUL, проблема имеет место быть, но выпускать в любом случае нужно профессионалов.
l
liova01
19 марта 2018, 23:45
SUSUL, В Балашиху! На Криогенмаш!
Пт
Почти татарин
19 марта 2018, 21:21
Нормальный русский, А еще финансирование за голову. В результате по факту нельзя отчислять неуспевающих. И ради того, чтобы они худо бедно чего то сдавали приходится опускать общую планку. Получается система когда не тянутся за лучшими, а всех притягивают вниз. Исчез страх отчисления и соответственно борьба за возможность продолжить обучение и вот результат. А в школе борьба с Фурсеновским ЕГЭ, а не получение знаний. Камер все больше знаний все меньше.
Нр
Нормальный русский
19 марта 2018, 22:27
Почти татарин, согласен с вами. Иногда доходит до смешного. Была у меня как-то ученица, которая, как оказалось, не умела читать. Как она сдала ЕГЭ и как ее обучали в школе - это одному Богу известно. Думаете, что отчислили? Научили! В школе, я думаю, надо уменьшать численность класса до 15 человек и после этого повышать ответственность преподавателя за качество обучения.
Пт
Почти татарин
19 марта 2018, 21:23
Нормальный русский, Не многие вузы при такой системе в состоянии держать планку на должном уровне.
U
Ukashy
19 марта 2018, 22:17
Нормальный русский, Ошибаешься. Университеты учат уметь думать. Подготовка специалистов конкретной направленности, это задача работодателя, как прибыл получателя, обычно учат с учетом договора и обязательства, что обучаемый сотрудник за средства предприятия проработает n-ое количество времени у них.
N9
N 99
19 марта 2018, 23:04
Ukashy, ошибаетесь вы. Думать человека надо учить в детском саду и школе, в ВУЗе, техникуме, на работе УЖЕ ПОЗДНО. В ВУЗах надо как раз специальности обучать, подразумевая, что студент УЖЕ УМЕЕТ думать.
Чаепивец
20 марта 2018, 00:57
Нормальный русский, Согласен с вами. Учился на электронщика. Но по учебникам 70-х годов, процесс обучения был во второй половине 90-х (!). В итоге, никому такой специалист оказался не нужен (ну да, ферритовые кольца в 90-х годах совершенно актуальная технология!), работаю в логистике. Справедливости ради, замечу, что в то время и не было соответствующих предприятий, а в оборонку меня не взяли (пилили в это время и оборонку). Нормальный такой ход конем вышел, учился микросхематехнике, а работаю на складском хозяйстве.
Нр
Нормальный русский
21 марта 2018, 04:08
Чаепивец, президент заявил, что импортные микросхемы и чипы должны быть заменены отечественными. Вам, может быть, стоит еще раз предложить свои услуги?
Sator
20 марта 2018, 03:53
Нормальный русский, нет, дело не в этом. Проблема в том, что высшее образование, как правильно говорится в статье, НИКАК НЕ СВЯЗАНО С РЫНКОМ ТРУДА И ЕГО ПОТРЕБНОСТЯМИ. Я получил вышку до "оптимизации" и "слияния". Но уже тогда бросалось в глаза несоответствие образовательной программы тому, чего требовали потенциальные работодатели. Как сейчас помню ответ женщины в деканате на мой вопрос о том, насколько образовательная программа соответствует тому, что требует рынок труда: "Мы вам даём АКАДЕМИЧЕСКОЕ образование!" - таков был её ответ с пафосно-возмущёнными нотками в голосе. Его следовало понимать так, что программа как была утверждена в сов. прошлом неведомо кем,так и продолжает претворяться. А вопрос того, насколько востребованным специалистом человек выходит за ворота ВУЗ-а университетское руководство не интересует.
Нр
Нормальный русский
20 марта 2018, 04:44
Sator, тоже верно. Потребности рынка труда нашим образованием как-то не учитываются, и это автоматически приводит к понижению качества подготовки специалистов.
v
vxh6a
20 марта 2018, 05:14
Нормальный русский, +для обеспеения возможности всем выпускникам работать по специальности Медведев обеспечил массовое увольнение профессиональных кадров (юристов, экономистов) с заменой их людьми не имевшими никакого практического опыта. Проблема в том, что даже 10 "сырых" юристов не способны заменить даже 1 Профессионала. Качество многих современных "юристов" просто убивает - иногда отсутствие таких "юристов" лучше чем их наличие. При этом население считает таких "юристов" нормальными юристами. И таких "юристов" продолжают повышать. Последствия этого в деятельности видно.
Опанас Абрамыч
19 марта 2018, 20:21
Ничего удивительного. Поколение Пепси не любит трудиться, не хочет ни за что отвечать и хочет получить всё и сразу. Поэтому и учатся в псевдоВУЗах на якобы юристов и экономистов, и в результате ы состоянии только продавать сотовые телефоны. Кстати, в Европе примерно 80% выпускников ВУЗов не работают по специальности. Причина почти та же - 2/3 студентов изучают гуманитарные специальности.
Пт
Почти татарин
19 марта 2018, 21:26
Опанас Абрамыч, Да хрен с гуманитариями. Технари, медики деградируют.
SSZ
19 марта 2018, 21:53
Положение в США: "Выпускники ВУЗов в США никому не нужны" voprosik.net/vypuskniki-vuzov-v-ssha-nikomu-ne-nuzhny Но автора интересует только то, что в России. А в России - начало того что уже давно имеется в США. Неплохо с США познакомиться сначала...
Sator
20 марта 2018, 04:02
SSZ, ваша ссылка не открывается.
SSZ
20 марта 2018, 13:29
Sator, проверил - ссылка открывается.
U
Ukashy
19 марта 2018, 22:14
Работаю не по специальности. Не потому что не могу или не берут, а просто меньше платят. Знания суть относительное. Умения думать и самообучаться основные критерии, на прием практически любой работы. Уровень знаний у студентов низок, но умеющего думать, можно подготовить за полгода,среднячка за год, а воздухапинальщика... ну кто то должен же бумаги сортировать)))
v
vm09583
20 марта 2018, 02:01
Ukashy, Ukashy, а чем ты думал, когда поступал учится на специальность, за которую будут мало платить?
U
Ukashy
20 марта 2018, 07:07
vm09583, Бурно развивающаяся направление, сотовые телефоны, пейджеры, широкополосный тырнет, думал что и оплата труба будет достаточно высокой. Я не поступал ни экономистом, ни юристом, а шел целенаправленно на инженера, так сказать семейная преемственность.
r
realAVA
19 марта 2018, 22:32
Млин, а подумать? Разве 18-тилетнии/няя обалдуина может понять, как хочет и, главное, чем сможет зарабатывать? Потому получают не ту специальность, по которой будут работать, а ту, которую могут. В лучшем случае ту, про которую думали, что хотят. Здесь следует думать, как давать разностороннее первое высшее образование и как сделать так, чтобы люди и в 40 лет смогли получить второе или третье высшее или "техникумовское" образование. С рассрочкой оплаты после или с отсрочкой выхода на пенсию. В первую очередь следует отойти в вузовском образовании от стереотипов 16-го века, когда складывалась система высшего образования. Сейчас лекции на постоянной основе совершенно бесполезны, как и их заучивание и пересказ на экзамене. Вместо чтения бесполезных лекций по 6 часов в день и 2-м часам на семинары, лучше проводить по 3 семинара в день у небольших групп, с разбором теоретических вопросов, неясных студентам или подготовленных СТУДЕНТАМИ и практическими (в рамках специальности) занятиями. Сейчас, повторюсь, не 16-й век, нет необходимости заучивать наизусть весь свод даваемых знаний, ибо книги и справочники легко доступны и не только в бумажном варианте. P.S. В ряде специальностей есть набор знаний, который специалист не может не знать. Например, у медиков. Но не следует к этим знаниям относить всю информацию из учебников по специальности.
N9
N 99
19 марта 2018, 22:50
realAVA, если подумать, то обучать надо тому, что востребовано. А востребованы сейчас сьебущие умения: 1) Впарить клиенту товар. Если умеешь сбыть залежалый,- ты крут! 2) Послать просящего куда подальше так, что бы дорогу забыл. 3) Написать килограмм-другой отчетной макулатуры по тому, что впарил и кого послал. 4) Начхать на всех, что бы настроение не портить себе. И надо сказать, наши школы и ВУЗы прекрасно справляются с подобной подготовкой! А вот тот минимум, о котором вы в конце сказали, это давно уже не минимум, а такой МАКСИМУМ, которым владеют проценты выпускников.
N9
N 99
19 марта 2018, 23:48
realAVA: "ибо книги и справочники легко доступны и не только в бумажном варианте" - Ну что, сколько примерно мешков стяжки и плитки брать на помещение? - Ты шта придумала?! Сейсяс, мана, начальника придет, книжка формюла пасмотрит, айфона кнопка тыкать, ище десять мешков добавит,- ИНЖЕНЕРА называется! Знали бы вы, как подобные недоделки достали меня за период трудовой деятельности.
r
realAVA
20 марта 2018, 10:41
N 99 ///Ну что, сколько примерно мешков стяжки и плитки брать на помещение? А вот ХЗ, ибо мешки бывают разных ёмкостей, стены у них бывают из разных материалов и плитка так же разных размеров. Отсель и мораль: не надо путать образованность и заучивание справочников.
Нр
Нормальный русский
21 марта 2018, 04:25
realAVA, в принципе, ваши рассуждения, на мой взгляд, в какой-то степени справедливы, но сначала нужно дать студенту базовые знания по специальности, а для этого лекция как форма обучения очень даже подходит.
r
realAVA
21 марта 2018, 22:08
Нормальный русский ///сначала нужно дать студенту базовые знания по специальности, а для этого лекция как форма обучения очень даже подходит. ЗАЧЕМ перподу полтора часа пересказывать, а студенту записывать учебник?! Это ВУЗ, а не первый класс! Умение работать с источником должно быть сформировано к 9-ту классу. Лекция уместна лишь если на ней читается материал, отсутствующий в открытых источниках.
N9
N 99
19 марта 2018, 22:35
Почти все правильно, но не сказано главного: низкий уровень образования в России получается из-за его НЕНУЖНОСТИ. Т.е. Формально оно как бы нужно, автор правильно сказал, что даже в продавцы стараются брать с ВО(эти хотя бы буквы знают и несколько сотен слов), но не нужно ХОРОШЕЕ образование: юристов просто очень много выпускают, а технарям работа разве что в автосервисе и консультантами бытовой техники. Если производству не нужны специалисты, то очень мало людей захотят ими стать. Корочки получить, сидя на маминой шее,- это да, а вот научиться чему-то при этом.., ЗАЧЕМ?
Sator
20 марта 2018, 04:06
N 99, поправочка: чтобы "производству" нужны были "специалисты", оно, производство то есть, должно БЫТЬ! А как с этим делом в РФ? То-то же! (Не говорите только про ВПК - это исключение из правила и одним только им "сыт" не будешь.) Отсюда и всё остальное.
U
Ukashy
20 марта 2018, 07:08
N 99, ошибаетесь вы. Думать человека надо учить в детском саду и школе, в ВУЗе, техникуме, на работе УЖЕ ПОЗДНО. В ВУЗах надо как раз специальности обучать, подразумевая, что студент УЖЕ УМЕЕТ думать. _____________________________________________________________________ Думать и уметь думать, разница в пропасть. Хотя что тебе объяснять.
Нр
Нормальный русский
21 марта 2018, 05:02
Ukashy, №99 абсолютно прав. Развитие мышления ребенка - есть одна из основных задач дошкольных и школьных учреждений, а в вуз должен приходить человек, владеющий различными формами мышления. Так, например, дошкольник обладает конкретным мышлением, а абстрагирование вызывает у него определенные затруднения. Затем в школе ученик начинает мыслить дедуктивно и индуктивно. В школе, к сожалению, дедуктивное изложение учебного материала приводит к тому, что индуктивное мышление у выпускников школ развито в недостаточной степени. Индуктивный метод изложения материала - от частного к общему, когда, например, на уроках физики материал можно изучать при помощи постановки опытов в лабораторных условиях с последующим обобщением полученных результатов и сравнением собственных выводов с уже известным - способствует более прочному усвоению материала. Но, в любом случае, в вуз должен приходить студент, уже умеющий думать.
a
anakoshyka
19 марта 2018, 23:12
Да квартплату поднять раз в десять - и все мигом наладится.
SSZ
19 марта 2018, 23:55
anakoshyka, Точно. Как того требует МВФ на Украине.
армата
20 марта 2018, 00:25
anakoshyka, а поскакать?
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем