Было около 10 часов вечера 12 февраля, в день 69-летия бывшего агента КГБ Бориса Карпичкова, когда в его доме в Великобритании раздался неожиданный звонок. Это был его друг из российской спецслужбы, который звонил тайно откуда-то из континентальной Европы, чтобы предупредить его о том, что существует список из восьми человек, которых должны ликвидировать. Был в этом списке и Карпичков, бежавший в Великобританию в 1998 году. В списке был и Сергей Скрипаль — еще один бывший российский двойной агент.
Сначала Карпичков это предупреждение не принял всерьез — с угрозами жизни он сталкивался и раньше. Однако через три недели он изменил свое мнение. Четвертого марта в больницу были доставлены Скрипаль и его дочь Юлия — они потеряли сознание в переполненном торговом центре в сонном соборном городке Солсбери на юго-западе Англии. Британские власти определили, что эти люди — которые по-прежнему находятся в больнице и, возможно, никогда полностью не поправятся — были отравлены боевым нервно-паралитическим веществом, что, по заявлению властей Великобритании, является первым в Европе случаем применения химического оружия с целью нападения со времен Второй мировой войны. Был госпитализирован и местный полицейский. Возможно, что в Солсбери воздействию химического ядовитого вещества подверглись еще 130 человек.
Из-за этого покушения, в котором Лондон и его союзники обвинили правительство Владимира Путина, Великобритании пришлось выслать десятки российских дипломатов. Затем, 26 и 27 марта, к ней присоединились США, НАТО и 25 других союзников Великобритании, выслав в общей сложности около 130 российских дипломатов. В адрес Британии звучат призывы принять жесткие меры в отношении хранящихся в банках страны «грязных» российских денег, добытых незаконным путем. Россия, которая отрицает свою причастность к покушению на Скрипалей, пообещала в ответ на высылку дипломатов принять зеркальные меры.
Дело Скрипалей подозрительно перекликается со смертью в 2006 году бывшего российского агента Александра Литвиненко, который был убит в Лондоне радиоактивным полонием, подмешанным ему в чай. Через неделю после отравления Скрипаля в своем лондонском доме был убит второй российский изгнанник и критик Путина. Полиция сейчас занимается пересмотром 14 подозрительных случаев смерти в Великобритании противников Москвы и других лиц, связанных с Россией, начиная с 2003 года.
Карпичков прибыл на тайную встречу с журналистами Bloomberg Businessweek в Лондоне в черной шляпе и темных очках, и явно был встревожен. По его словам, он страдает посттравматическим стрессовым расстройством, поскольку живет в постоянном страхе и спит всего четыре часа в сутки. По собственной инициативе он установил вокруг своего дома скрытые камеры наблюдения. «Сколько это будет продолжаться? Кто будет следующим?» Карпичков требует ответа от британских властей. «Я могу попросить, чтобы меня отправили на Марс или на Луну. Но что от этого изменится? Ничего».
Хотя премьер-министр Тереза Мэй совершила дипломатический переворот, убедив многие другие страны выслать российских дипломатов, из-за этой вереницы трупов возникает вопрос: почему британские власти действуют так медленно? Начиная с 1990-х годов, в Великобританию из России хлынули миллиарды долларов, но разрешение на проживание в стране получают миллиардеры-олигархи, связанные с Путиным. 28 марта британские власти заявили, что пересмотрят визы, выданные 700 богатым россиянам. Когда Тереза Мэй была министром внутренних дел, она «как тигр сражалась» за то, чтобы прекратить официальное расследование убийства Литвиненко, боясь, что это приведет к полному разрыву отношений с Россией, говорит Джефф Рукер (Jeff Rooker), лейборист-оппозиционер из верхней палаты парламента. «Лондон — столица отмывания денег», — говорит он. Мэй в то время говорила, что важным фактором в ее решении не допустить официального расследования смерти Литвиненко являются «международные отношения».
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отказался комментировать причастность России к этим смертям, заявив лишь, что Москва готова рассмотреть вопрос о помощи в расследовании, если Лондон об этом попросит. 28 марта Министерство иностранных дел обвинило Великобританию в «систематической» неспособности защитить безопасность российских граждан.
Михаил Ходорковский, бывший миллиардер и оппонент Кремля, который был освобожден после 10 лет тюремного заключения и теперь живет в изгнании в Лондоне, считает, что дальше будет только хуже. «Радиоактивное оружие уже использовалось, химическое — тоже, значит, в арсенале остается только биологическое, и на этот раз никто ничего не сможет сделать», — говорит он.
Карпичков, который сегодня живет в Великобритании по тайному адресу под вымышленной фамилией, уже пережил два покушения, когда ездил в Новую Зеландию. После того, как нищий бросил пыль ему в лицо в центре Окленда в ноябре 2006 года — через несколько недель после отравления Литвиненко — Карпичков за два месяца похудел на 30 килограммов, потеряв треть своего веса. Четыре месяца спустя он снова заболел, обнаружив у себя дома на ковре таинственные кристаллы лилового цвета.
В 1980-е годы Карпичков получил звание майора КГБ и продолжал работать в российской разведке в своей родной стране Латвии после того, как в 1991 году она стала независимой. Позже он был информатором ЦРУ и сбежал на Запад с ящиками секретных документов. По его словам, британцы должны обеспечить ему более надежную защиту. Крис Филлипс (Chris Phillips), который с 2005 по 2011 годы возглавлял британское Национальное Управление по борьбе с терроризмом, хочет, чтобы полиция обеспечила безопасность Карпичкова. Говоря о списке людей, подлежащих уничтожению, о котором сказали бывшему агенту, он признается: «На их месте я бы, конечно же, беспокоился».
В списке есть несколько других российских перебежчиков. А также Билл Браудер, британский финансист, родившийся в США, который для властей России стал главным врагом государства после того, как он начал выступать за введение санкций против российских чиновников из-за гибели Сергея Магнитского, налогового юриста, работавшего в инвестиционном фонде Браудера Hermitage Capital Management Ltd. Магнитский умер в московской тюрьме в 2009 году после того, как выявил предполагаемые налоговые махинации, в результате которых у государства были похищены 230 миллионов долларов. Три года спустя российский осведомитель, который предоставил швейцарским властям информацию о тех же махинациях, умер недалеко от своего дома в Великобритании. Его смерть была одной из 14 подозрительных смертей — он упал во время пробежки, отравившись редким ядовитым китайским растением, которое вызывает остановку сердца.
«Моя жизнь уже на протяжении многих лет находится в опасности», — говорит Браудер, в лондонский офис которого можно попасть только в сопровождении охранников. Он призвал принять меры, чтобы остановить поступающие в Британию потоки денег, незаконно полученных российскими коррумпированными чиновниками и олигархами. Покушение на Скрипалей должно стать «тревожным сигналом для Великобритании», считает Браудер.
Задачу британской полиции усложняют тесные связи между организованной преступностью и российскими спецслужбами. За период с 2008 по 2014 годы при загадочных обстоятельствах умерли пять бизнес-партнеров Березовского — один от инфаркта, двое бросились под поезда метро, один упал с крыши торгового центра и еще один выпал из окна своей квартиры прямо на острые пики ограды.
По словам бывшего начальника отдела по борьбе с терроризмом Филлипса, российские спецслужбы, чтобы осуществлять убийства, которые не кажутся убийствами, могут использовать все виды лекарственных и наркотических средств. «Каждый профессиональный убийца знает, что есть несколько способов убийства», — говорит он.
Марина Литвиненко, вдова погибшего агента, которой лишь после длительной юридической борьбы удалось добиться официального расследования, позволившего обвинить Путина в убийстве, также призывает остановить потоки грязных российских денег. «Вы хотите, чтобы произошел еще один случай, подобный этому? Или вы хотите, чтобы британские граждане решили, что их правительство не может их защитить?», — спрашивает она.
Карпичков, который прошел подготовку в КГБ в качестве «ликвидатора» (хотя, по его словам, он никогда не убивал), испытывает такие же чувства. «Если бы мне было поручено "убрать" кого-то в этой стране, это вполне осуществимо — и не только в Великобритании, а, в принципе, в любой точке мира», — сказал он. А затем надел шляпу и солнцезащитные очки. И скрылся из виду.
Заключение: По словам перебежчика, бывший агент Скрипаль, который был отравлен и находится в британской больнице в критическом состоянии, будет не последней жертвой насилия России, ведущей грязную игру. Он говорит, что следующим, возможно, будет он сам.