Президенту России Владимиру Путину удалось гораздо успешнее сплотить западные страны в их решительном стремлении дать отпор операциям российской разведки, нежели его советскому предшественнику Леониду Брежневу в период холодной войны.
Теперь мы знаем, что, когда в 1971 году правительство Теда Хита (Ted Heath) выслало из страны более 100 советских дипломатов и сотрудников советской разведки, секретные службы основных союзников Великобритании хотели, чтобы их правительства сделали то же самое.
После высылки советских дипломатов в 1971 году директор ЦРУ Ричард Хелмс (Richard Helms) тайно отправил британской разведке «сердечные поздравления»: «Не часто мы получаем такие хорошие новости!» Однако Хелмсу не удалось убедить Ричарда Никсона и Генри Киссинджера (Henry Kissinger) в необходимости последовать примеру Хита. Между тем на прошлой неделе администрация Трампа выслала из США 60 сотрудников российской разведки, работавших в стране под дипломатическим прикрытием.
В 1971 году офицер связи канадской разведывательной службы в Лондоне надеялся, что высылка советских дипломатов из Британии «позволит тем министрам (не Трюдо), которые все еще питают какие-то иллюзии касательно россиян, наконец избавиться от них». Этому офицеру было хорошо известно, что канадский премьер-министр Пьер Трюдо (Pierre Trudeau), который хотел улучшить отношения с Москвой, никогда не согласится на высылку дипломатов. Его сын Джастин, нынешний премьер-министр, выслал четверых дипломатов и заявил: «Соединенное Королевство может рассчитывать на полную поддержку Канады в его попытках привлечь Россию в ответственности».
К настоящему моменту 27 западных стран объявили о своем решении выслать российских дипломатов и сотрудников разведывательных служб. Почему сегодня союзники Великобритании демонстрируют гораздо более заметную готовность последовать ее примеру, нежели в 1971 году?
Ответ прост: операции разведывательных агентств Путина на Западе стали гораздо более агрессивными, чем операции советских спецслужб в брежневскую эпоху. Кроме того, сегодня информация об этих операциях стала гораздо более доступной. В 1971 году подробности покушения с применением отравляющего вещества в Солсбери и информация об ответственности России за это покушение никогда не попали бы в прессу.
Правительство Хита располагало пугающими разведданными о планах КГБ провести операции с применением химического оружия и диверсионные операции. Его главным источником информации стал Олег Лялин, который работал в лондонской резидентуре КГБ на Пятое управление КГБ, отвечавшее за внешнюю разведку.
В течение нескольких месяцев, прежде чем дезертировать накануне высылки советских дипломатов в 1971 году, он передавал MI5 информацию о планах диверсионных операций КГБ в Великобритании, Америке и в ряде других европейских стран. Согласно недавно рассекреченным документам, среди этих планов была операция по загрязнению вод залива Ферт-оф-Клайд радиоактивными веществами, чтобы вся вина за это загрязнение легла на расположенную неподалеку американскую базу атомных подлодок. Лялин также рассказал о планах Пятого управления отравить воду в нескольких крупных американских городах.
По словам другого дезертира, покинувшего ряды КГБ, новости о предательстве Лялина, поступившие в сентябре 1971 года, вызвали такой переполох в Москве, что Брежнев прервал свою поездку по Восточной Европе, чтобы провести экстренное совещание Политбюро в одном из московских аэропортов. Вскоре после этого большинство офицеров Пятого управления были отозваны из западных столиц.
Высылка российских дипломатов 27 западными странами тоже стала причиной экстренного совещания в Москве, на котором, что вполне предсказуемо, было принято решение о зеркальных ответных мерах.
Те данные, которые передавал Лялин в 1971 году, были менее тревожными по сравнению с применением нервнопаралитического вещества в Солсбери, которое могло стоить жизни многим людям. Лялин ясно дал понять, что операции КГБ с применением химического оружия могли быть проведены на Западе только «в периоды кризиса или войны». Очевидно, Путин покончил с этим ограничением.