Во время холодной войны Советский Союз мобилизовал свои огромные научные и промышленные ресурсы, чтобы добиться технологических и промышленных прорывов на благо вооруженных сил страны. Сцепившись в мировом противостоянии с гигантским военно-промышленным комплексом Вашингтона, Москва нуждалась в работе своих лучших и умнейших граждан в целом ряде технологических и теоретических областей, чтобы догнать — или перегнать — своего соперника.
Многие научные и технологические исследования и разработки проводились в советских университетах и научных институтах — но значительная часть работы осуществлялась в секретных научных городках, разбросанных по всей стране.
Эти города — некоторые из которых населяли десятки тысяч обитателей — обычно выстраивались вокруг конкретных исследовательских лабораторий или институтов, занимавшихся ядерными, биологическими или химическими исследованиями, ракетными и баллистическими технологиями, разработкой и испытаниями различного оружия, и множеством других направлений на службе «государства и народа».
Проводившаяся в этих местах работа была засекречена, а те, кто там жил и работал, находились под замком — за ними постоянно наблюдали, а их перемещения контролировались советскими службами безопасности. Многие из этих самодостаточных городов нельзя было найти на карте.
В течение десятилетий, осуществляемая в таких тайных городах работа способствовала развитию и совершенствованию советских вооруженных сил, и многие из современных военных достижений России — к примеру, ее ядерное оружие и ракетные технологии — основаны на работе, проведенной в этих засекреченных местах на протяжении прошлых десятилетий.
В наши дни, спустя четверть века, Россия снова берет эти принципы на вооружение. Она объявила о строительстве «технополиса», технологического города, который будет возведен близ Анапы рядом с Черным морем. Министр обороны России Сергей Шойгу впервые объявил об этой инициативе под названием «Эра» во время одной из телеконференций, которые он регулярно проводит с вооруженными силами страны.
Изложенный Шойгу план подразумевает, что «молодые ученые и выпускники военно-научных организаций, а также представители научно-исследовательских и военно-промышленных институтов будут работать в ‘'технополисе'' в интересах вооруженных сил» — цитирует слова министра RedStar.ru, официальный новостной портал российской армии.
Согласно директору технополиса Федору Дедусу, работающие в городе специалисты сосредоточатся на следующих направлениях: информационные и коммуникационные системы, искусственны интеллект, кибернетические комплексы, суперкомпьютеры, искусственное зрение и распознавание паттернов, информационная безопасность, нанотехнологии и наноматериалы, энергетические технологии и системы искусственного жизнеобеспечения, а также биоинженерия, биосинтетические и биосенсорные технологии.
К 2020 российское министерство обороны намерено разместить в городе более 2000 ученых и инженеров.
Согласно первому заместителю министра обороны Руслану Цаликову, к концу лета должна быть завершена первая партия лабораторий «Эры», а также места проживания персонала. «Нам нужно обеспечить реализацию плана министерства обороны о привлечении к работе в городе частных технологических компаний», — сказал Цаликов. Официальное открытие «Эры» назначено на 1 сентября 2018, и несколько компаний намерено начать работать там к концу этого года.
В технополисе молодым специалистам и их семьям будут предоставлены все общественные удобства, включая доступ к магазинам, школам, детским садам и общественному транспорту — то же самое делалось и советских «секретных городках» десятилетиями раньше.
Успех «Эры», однако, в значительной мере зависит от того, сделали ли российские власти вывод из своей прошлой попытки выстроить технополис иного рода в «Сколково», близ Москвы — на тот момент Россия стремилась создать собственную Силиконовую долину для обеспечения технологических инноваций и прорывов. «Сколково» было запущено с большой помпой и государственной поддержкой в 2010, однако с тех пор шум вокруг него поутих, поскольку центр не смог обеспечить достижений, поначалу обещанных Москвой, — к примеру, инноваций в области нанотехнологий.
От других попыток сосредоточить множество научных и технологических экспертов в одном месте «Эру» отличает надзор министерства обороны, и российские военные чиновники стремятся обеспечить эффективный процесс достижения прорывов, организовав его подобно работе стартапов. Недавно министерство обороны создало отдельную структуру, контролирующую развитие конкретных технологий — к примеру, самоуправляемых систем, и при этом признающую важность взаимодействия между гражданским и военным научными сообществами.
Достигнет ли «Эра» успеха, на который рассчитывают ее создатели? Время покажет. Однако уже очевидно, что российские военные чины всерьез относятся к технологическому развитию, которое позволит российским войскам взять на вооружение новейшие научные достижения. Сотни научных и технологических департаментов в российских военных университетах и институтах занимаются высокотехнологическими исследованиями в таких областях, как искусственный интеллект.
Настоящим испытанием для «Эры» станет то, сумеет ли она поспособствовать уже идущей научно-исследовательской работе, при этом оказав достаточную поддержку молодым ученым и инженерам для реализации их идей. Если это произойдет, «Эра» станет образцом для схожих проектов по всей стране. Если нет, новый российский технологический город пополнит ряды провалившихся инициатив Кремля в его топорных попытках обеспечить технологическое развитие.