Вряд ли есть более убедительное доказательство абсурдности современных отношений Запада и России, чем дело Скрипаля. Десятки государств высылают российских дипломатов из-за покушения на убийство, следствие по которому не дало пока никаких результатов.
Известно, что Сергей Скрипаль был российским разведчиком, затем предал свою контору, был разоблачен, отсидел срок, а потом в порядке обмена на других российских шпионов отпущен в Англию. И еще, что отравившее его вещество по составу похоже на некие образцы советского химического оружия.
Все остальное нам неизвестно. Нет подозреваемых, неизвестно, каким путем яд попал в организм Скрипаля и его дочери. Непонятно, как жертвы остались живы, если эффект вещества настолько силен, что тяжело заболели полицейские, обнаружившие отравленных.
Тем более непонятно, почему обвиняют именно российскую власть. Изобретатель продукта Вил Мирзаянов живет в США, он в 2008 году опубликовал формулу вещества, после чего его может синтезировать любой профессионал. С другой стороны, известно, что еще в 90-е годы препарат попал в руки преступных группировок и использовался при убийстве банкира Кивелиди.
Даже если мы согласимся, что некий высокопоставленный маньяк преследует всех, кто изменил советским или российским спецслужбам, то зачем был избран столь неудачный момент обострения взаимоотношений между Россией и Западом, да еще накануне чемпионата мира по футболу? Скрипаль живет в Англии 8 лет, можно было бы потерпеть. Он свое отсидел, и если убивать тех, кого сами обменяли, то в будущем никаких обменов не будет. С другой стороны, в той же Великобритании живут и не тужат столь одиозные предатели, как Виктор Суворов или Олег Гордиевский — почему бы не с них начать?
Все это говорит о том, что в деле Скрипаля не ночевала не только презумпция невиновности, но и элементарная логика. Тем не менее громкая антироссийская кампания набирает ход, и никто не собирается ее останавливать. Справедливости ради надо сказать, что и Россия не пытается снизить напряжение — разворачивается откровенно цепная реакция.
В марте 1911 года на окраине Киева было найдено тело зверски замученного 12-летнего мальчика Андрея Ющинского. Через некоторое время был арестован приказчик находящегося неподалеку заводика Менахем Бейлис и обвинен в ритуальном убийстве — якобы ему, как религиозному еврею, понадобилась накануне Песаха кровь христианского ребенка для приготовления мацы.
Никаких доказательств против Бейлиса не было, равно как и доказательств того, что есть еврейские секты, использующие для мацы кровь. В конце концов через два с половиной года подсудимого оправдал суд присяжных. Но тем временем в прессе была развернута громкая антисемитская кампания. Она привела к определенным политическим результатам: например, остался нерассмотренным законопроект в Государственной думе, который предполагал отменить черту оседлости евреев. А на выборах 1912 года в Государственную думу черносотенцы значительно увеличили свое присутствие.
Общее между этими уголовными делами очевидно. Есть некая таинственная, чуждая и могущественная сила: тогда евреи, сегодня — Россия. Эта сила несет иррациональную, необъяснимую угрозу, которую проще всего объяснить ее непонятными ритуалами: употребление крови младенцев в одном случае и убийства предателей в другом. Поскольку справиться с этой силой путем обычного исполнения закона невозможно, то следует применять некие экстраординарные меры: погромы или высылку дипломатов.
Я постоянно читаю тексты разумных во всех других отношениях людей, которых буквально корежит от упоминания России. Можно согласиться с тем, что наш восточный сосед отнюдь не является образцом демократии и политических свобод. Но на Земном шаре есть множество куда более одиозных режимов — а об их прегрешениях молчат. Но именно так себя и ведут антисемиты, способные постоянно твердить о еврейских грехах и ничьих других.
Давайте сравним несомненные нарушения Россией международного права с аналогичными во времени и пространстве. Например, когда СССР вводил войска в Чехословакию или Афганистан, то он оккупировал всю территорию стран и делал это вопреки желанию подавляющего большинства жителей данных государств. В то же время очевидно, что российская армия в Крыму и нерегулярные силы в Донбассе пришли туда при поддержке большинства населения этих регионов, а на прочую территорию Украины Россия не претендует. Неужели субъективная сторона дела не имеет значения? Тем не менее внешняя реакция в виде разнообразных санкций сегодня значительно сильнее.
И если настолько недопустима аннексия Крыма, то почему с куда большим пониманием встречается аннексия Израилем Восточного Иерусалима? Если любое вмешательство в пользу соотечественников за рубежом недопустимо, то где санкции в адрес Армении, фактически захватившей Нагорный Карабах с прилегающими территориями и проведшей там массовые этнические чистки? Если нас так возмущает недемократический характер выборов Путина, то давайте поговорим об аналогичной процедуре в странах Средней Азии, Азербайджане и Белоруссии.
Я привел примеры, очевидные для жителя постсоветского пространства. Несомненно, что в других регионах мира их можно насчитать больше, и они более яркие. Поэтому и приходится говорить, что в тренде крупнейших расовых предрассудков современного мира ненависть к России заняла ту нишу, которую столетиями занимал антисемитизм. И эта ненависть является столь же однозначным злом. Особенно учитывая, что ее объект — ядерная держава с не самым сдержанным характером.
Я избегал слова «русофобия», потому что на сегодняшний день в большинстве стран есть антироссийские настроения, но не антирусские: дискриминация идет по признаку принадлежности к государству, а не к народу. От этого, конечно, не легче тем гражданам России, которым сегодня стало труднее путешествовать или работать на Западе. И есть лидеры, бегущие впереди паровоза, вроде нашей Латвии. Понятно же, что внезапная атака на русские школы, проведенная Сеймом, прекрасно согласуется с антироссийскими настроениями современного мира.
Вот тут полезно вспомнить, что в царской России дискриминация евреев была только по религиозному признаку. Прошедший обряд крещения немедленно получал все права. Но всего через четверть века атеистов-евреев с огромным энтузиазмом убивали антисемиты любых вероисповеданий на оккупированных гитлеровцами территориях бывших российских губерний. Расовый принцип легко подавил религиозный. Об этой тенденции хорошо бы задуматься тем русским, которые сегодня с жаром ругают современную Россию. Слишком много в мире людей, которые уверены, что яблочко от яблони недалеко падает…
И последняя параллель. Когда арестовали Бейлиса, то на его защиту поднялась и вся российская, и мировая интеллигенция. Никому не известного маленького человека защищали не только русские писатели во главе с Владимиром Короленко, который этому делу отдал два года жизни, но и мировые звезды: протесты подписали сотни знаменитостей Германии, Франции, Британии. А вот сегодня я совсем не слышу возмущенных голосов против безумной антироссийской кампании. Здорово измельчало человечество за сотню с небольшим лет!
Поэтому тем большая ответственность ложится на нас. На тех, кто способен сохранить здравый смысл в этом мировом безумии.