Франция созвала срочное заседание Совбеза ООН в понедельник, 9 апреля, чтобы обсудить осуществленную в выходные химическую атаку. К требованию Франции присоединились еще восемь государств, в том числе Соединенные Штаты и Великобритания.
Что касается предупреждения, сделанного в марте этого года президентом Эммануэлем Макроном (Emmanuel Macron), что Франция нанесет односторонний удар, если Сирия снова применит химическое оружие, министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан (Jean-Yves Le Drian) заявил, что страна выполнит свои обязанности.
Несколько видных республиканцев призвали Трампа начать действовать — и пересмотреть свой план вывести 2 тысячи американских военных из Сирии. Сенатор Линдси О. Грэм (Lindsey O. Graham, республиканка, штат Южная Каролина) рассказала в программе канала «Эй-Би-Си Ньюз» (ABC News) «На этой неделе» (This Week), что это — «решающий момент» президентского срока Трампа, который требует принятия мер. Выступая в программе «О положении в стране» (State of the Union) на канале «Си-Эн-Эн» (CNN), сенатор Сьюзен Коллинз (Susan Collins, республиканка, штат Мэн) рекомендовала Трампу пересмотреть свое решение вывести войска из Сирии, усилить санкции против России и рассмотреть возможность нанесения точечных ударов по сирийским базам, наподобие тех, которые, по его приказу, были осуществлены после первого применения Асадом химического оружия против мирных граждан.
Еще до заявлений законодателей Трамп и сам намекал на возможность нанесения военного удара, если применение химического оружия сирийским правительством подтвердится.
Как только появились страшные фотографии с изображением тел младенцев в подвалах и окровавленных жертв, попавших в больницы в восточной Гуте, Трамп против своего обыкновения выступил с прямой критикой в адрес президента России Владимира Путина. Он сказал, что вина за эти смерти лежит отчасти и на Путине из-за того, что Россия поддерживала сирийского президента Башара Асада.
«Президент Путин, Россия и Иран несут ответственность за поддержку чудовища Асада. Они должны дорого заплатить за это, — написал Трамп в Твиттере. — Немедленно откройте территорию для оказания медицинской помощи и опознания. Это очередная гуманитарная катастрофа, случившаяся безо всяких причин. ЭТО УЖАСНО!»
В прошлое воскресенье государственное новостное агентство Сирии «САНА» (SANA) заявило, что по воздушной базе в центральной Сирии был нанесен ракетный удар, и военные сбили восемь ракет. В сообщении говорилось, что удар в провинции Хомса «скорее всего, связан с агрессией США».
В своем заявлении Пентагон отрицал эту информацию: «В данный момент министерство обороны не проводит никаких воздушных ударов в Сирии. Однако мы продолжаем внимательно наблюдать за ситуацией и поддерживаем дипломатические действия, чтобы те, кто применяет химическое оружие, как в Сирии, так и в других странах, нес за это ответственность».
Кризис в Сирии достиг эскалации в ключевой момент для команды национальной безопасности в Белом доме. Джон Болтон (John Bolton), знаменитый «ястреб» в отношении России и Ирана, заступает на свою должность советника Трампа по национальной безопасности в понедельник, 9 апреля. В четверг, 12 апреля, директор ЦРУ Майк Помпео (Mike Pompeo) ожидает результата слушаний Сенатской комиссии по международным отношениям по утверждению его кандидатуры на посту госсекретаря.
Трамп также обвинял своего предшественника в том, что тот не осуществил своей угрозы, заявив, что применение химического оружия было красной чертой, и этого никто не потерпит. Трамп предположил, что он не повторит этой ошибки.
«Если бы президент Обама перешел через заявленную им черту, то сирийская катастрофа уже давно бы закончилась! И чудовище Асад уже стал бы историей!», — написал он в своем Твиттере.
Вторя Трампу, вице-президент Пенс (Pence) написал в своем Твиттере, что американские официальные лица наблюдают за событиями в Сирии. «Режим Асада и тех, кто его поддерживает, должен прекратить свое варварство, — добавил он. — Как сказал президент Соединенных Штатов, ответственные за это должны дорого заплатить!»
Сирия и Россия все отрицают
Сирия и ее основные сторонники Россия и Иран не только отрицают такую возможность, но и сомневаются в самом факте осуществления химической атаки.
По заявлениям агентства «САНА», эти сообщения распространяются «террористами», оказавшимися на грани краха после действий сирийской армии.
А министерство иностранных дел России выпустило заявление, что информация о применении химического оружия — это тактика, используемая для прикрытия террористов. «Целью этих ложных, ни на чем не основанных умозаключений является прикрытие террористов и безжалостной радикальной оппозиции, отрицающей политическое урегулирование», — говорилось в заявлении.
Сирийский кризис, вероятно, ухудшит отношения между Россией и Соединенными Штатами, которые уже достигли рекордно низкого уровня за последние несколько десятилетий. В пятницу, 6 апреля, администрация президента подвергла экономическим санкциям некоторых российских магнатов. Санкции дают Соединенным Штатам мощное оружие для осуществления давления на международные финансовые институты, запрещая им выдавать кредиты и проводить транзакции россиян, имеющих связи с властью.
«Чем бы ни руководствовался Трамп, не критикуя Путина, это уже не актуально, — заявил Клифф Купчан (Cliff Kupchan), председатель аналитической фирмы „Евразия Груп" (Eurasia Group). — За последние 48 часов Трамп фактически подверг российскую систему санкциям и обвинил Путина в поддержке „Чудовища Асада"».
«Если США подтвердит факт применения химического оружия, я думаю, мы нанесем удар по Сирии. Учитывая строгость санкций, принятых в пятницу (6 апреля), они становятся прецедентом для того, чтобы наложить санкции на любого, кому выгодна российская система».
Постепенная смена позиции Трампа
Трамп нехотя подошел к столь серьезной черте в ситуации в Сирии.
Асад для Трампа никогда не был приоритетным вопросом. Хотя он и называл его «плохим парнем», он постоянно повторял в ходе своей предвыборной кампании и в Белом доме, что Асад не является приоритетной темой для США. Он хотел принимать участие в сирийском конфликте, пока продолжалась борьба против «Исламского государства» (организация признана террористической и запрещена в России — прим. ред.), но не более того. Его заявление, что роль военных США в Сирии «стремительно сходит на-нет», логично вытекало из этой концепции.
Сенатор Джон МакКейн (John McCain, республиканец, штат Аризона), находящийся сейчас дома на реабилитации после того, как у него диагностировали рак мозга, написал в Твиттере, что слова Трампа могли дать повод для новой химической атаки.
«Обещание президента вывести войска из Сирии лишь упрочило позиции Асада, получающего поддержку России и Ирана, совершать еще больше военных преступлений в Думе, — написал он в своем Твиттере. — Президент отреагировал на химическую атаку в прошлом году. Он должен поступить так и в этот раз и заставить Асада заплатить за его жестокость».
Год назад Трампу тоже пришлось сделать крутой разворот в сирийском конфликте. Прошлая неделя ознаменовала ровно год, прошедший после применения зарина, убившего более 80 сирийцев в городе Хан-Шейхун. Атака была осуществлена вскоре после того, как администрация президента заявила, что не считает приоритетной задачей устранение Асада от власти. Сирийское правительство в ходе совместного расследования ООН и Организации по запрещению химического оружия было признано виновным.
Применение зарина в Хан-Шейхуне разозлило Трампа и привело к перемене позиции относительно Сирии и Асада.
«Для меня это стало переходом не одной черты, — заявил он. — Когда кто-то убивает невинных детей, невинных младенцев, крохотных детей при помощи смертоносного химического газа, это переходит все границы, нарушает все возможные пределы».
Спустя три дня после применения газа Трамп распорядился о ракетной атаке по сирийской авиабазе, которую использовали самолеты, распылившие зарин.
Советник Белого дома по внутренней безопасности Томас Боссерт (Thomas Bossert) заявил, что, когда он впервые услышал о нападении, совершенном в эти выходные, в первую очередь он подумал о времени атаки, произошедшей спустя год «после того как они совершили ошибку, применив это оружие и вынудив остальной мир принять меры. Речь идет не только о Соединенных Штатах. Это один из вопросов, по которому все государства, все народы пришли к согласию и со времен Второй мировой войны единогласно решили, что это недопустимая практика». Никого, рассказал Боссерт в эфире программы «На этой неделе», нельзя «сбрасывать со счетов».
По всему миру прокатилась гневная реакция в связи с последними событиями.
Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон (Boris Johnson) назвал эту атаку примером жестокости правления Асада. Европейский союз опубликовал заявление, призывающее союзников Асада Россию и Иран «использовать свое влияние для предотвращения любых дальнейших атак и обеспечить прекращение враждебных действий и деэскалацию насилия». Турция, сотрудничавшая с союзниками Асада в переговорах по поиску политического решения конфликта, призвала к принятию международных мер для предотвращения военных преступлений и преступлений против человечества.
В написании статьи участвовали Эми Феррис-Ротман (Amie Ferris-Rotman), Луиза Лавлак (Louise Loveluck), Шон Салливан (Sean Sullivan) и Пол Сонн (Paul Sonne).