Американский президент Дональд Трамп заявил сегодня, что в течение 24 — 48 часов примет решение о действиях США в Сирии в связи с химической атакой в городе Дума (российские войска, которые сегодня проверили место мнимой атаки, утверждают, что применения химического оружия там не было, и называют фотографии «Белых касок» ложью). Итак, перед нами буквально повторение событий прошлого года, произошедших тоже в апреле, когда оппозиция обвинила сирийские войска в химической атаке. За этим последовал ответ Трампа в виде ракетного удара по сирийской авиационной базе в провинции Хомс.
В этом году, похоже, Израиль решил обогнать США и нанести удар — как о том говорит Сирия и Россия — по авиабазе в провинции Хомс. Правда, официально Израиль продолжает отмалчиваться, и это молчание можно расценивать как доказательство. Создается впечатление, что этой операцией Израиль тонко намекает США: «Мы нанесли ракетный удар по авиабазе, так что вам этого делать уже не надо. Сделайте в этом году что-нибудь более решительное и масштабное».
Израиль не единственный из тех, кто сейчас ожидает от Трампа решительных и масштабных шагов. Этого ожидают многие. Весь американский политический истеблишмент, республиканский и демократический, за очень редким исключением призывает к американскому удару по Сирии — первому «настоящему» удару. Ведь когда в прошлом году Трамп отдал приказ нанести удар «Томагавками» по сирийской авиационной базе, американские СМИ, и так называемые либеральные, и так называемые консервативные, тут же одобрили этот шаг. Некоторые даже отметили, что этот удар сделал Трампа «настоящим президентом». Это неудивительно для страны, которая на протяжении нескольких сотен лет своего существования почти постоянно вела войну, а нередко и сразу несколько.
Политики и СМИ жаждут окончательного сведения счетов, и в некоторых случаях произошли такие личностные трансформации, что просто ужас берет. Например, когда-то известная прогрессивная журналистка Рейчел Мэддоу посвящала свои передачи на канале MSNBC серьезным социальным и политическим темам, например кризису водных ресурсов в американском городе Флинт, забастовке работников образовательной сферы. Теперь же Рейчел Мэддоу превратилась в первого сторонника сведения счетов с Россией. Правда, это всего один пример, однако все СМИ так называемого мэйнстрима ратуют за то, чтобы «посчитаться с Россией».
Сейчас все они глядят в сторону Трампа и ждут, что он предпримет в отношении Сирии. Сейчас от него требуется одним ударом (с применением множества ракет) покарать не только Асада, но и его союзников — ненавистную Россию и Иран. То есть чем больше пострадает Асад, чем массированнее будет американский удар, тем сильнее будет наказание для России и Ирана (пусть даже это всего лишь иллюзия). Ведь Россия и Иран участвуют в войне и оказывают весьма серьезную поддержку «кровожадному» Асаду, поэтому чем больше американских ракет будет выпущено, тем хуже всем им придется, и идеальной целью в этой связи является Дамаск.
Однако, если, по крайней мере, судить по заявлениям, 2018 год отличается от 2017. В прошлом году, после того, как резко начала расти напряженность после мнимой химической атаки, все сначала отмалчивались и ждали, что будет. Тогда посреди ночи с американских военных кораблей в восточной части Средиземного моря в небо поднялись «Томагавки». Многих это удивило, поскольку приказ о ракетном ударе отдал человек, который всего несколько месяцев назад утверждал, что с его приходом закончатся бессмысленные войны и прочее. Этот же человек в 2013 году публично осудил интервенцию в Сирии (Обама тогда планировал (но не сделал) то, на что Трамп без всяких колебаний пошел в прошлом году).
Сегодня уже никто не удивляется. Трамп уже использовал эту «карту», и теперь все понимают, с кем имеют дело. Он отдал приказ об ударе по Сирии в 2017 году, не имея никаких доказательств, тем самым подтвердив, что от него можно ожидать чего угодно.
Итак, разница между нынешним положением и ситуацией годичной давности в том, что сирийские союзники, Россия и Иран, больше не отмалчиваются и не ждут. Они ясно дают США понять, что в случае удара по Сирии последует ответ. Россия заявила, что «последствия будут серьезными». Это намного более острое заявление, чем все прозвучавшие в прошлом году. Иран тоже не отстает: он заявил, что ответ Соединенным Штатам будет «более жестким, чем можно себе представить».
Не секрет, что кое-кто быстро «простил» Трампу удар, нанесенный по Сирии в прошлом году, поскольку якобы было разрушено всего несколько старых ангаров, а также уничтожено несколько самолетов. Некоторые утверждали, что Трамп был вынужден нанести удар, чтобы утихомирить американскую общественность, точнее медиа-общественность, поскольку американский народ не поддерживает подобную агрессию (значительная часть американцев голосовала за Трампа, веруя, что он будет вести себя иначе в этих вопросах).
Итак, допустим, что Америка примет решение уже в середине текущей недели и пойдет на более жесткие действия, чем в прошлом году. Как Россия и Иран ей ответят? Или, лучше сказать, какой ответ они придумают, чтобы избежать Третьей мировой войны? Если оценивать ситуацию реально, вариантов немного, по крайне мере тех, которые не приведут к опаснейшей конфронтации.
Военная поддержка, которую Иран и Россия оказывают сейчас Сирии, вероятно, является максимумом, который они могут себе позволить. Многое зависит от кулуарных договоренностей, прежде всего от фазы переговоров между Россией, Ираном и Турцией, поскольку последняя, по крайней мере так утверждается, точит зуб на США. Правда, трудно себе представить, чтобы Турция не обрадовалась американскому удару по Дамаску.
Удар по американским войскам в Сирии? Конечно, этим можно было бы ответить на удар, но вряд ли Россия включилась бы в это. Иранские добровольцы? Возможно, но вопрос в том, способны ли они на подобный удар по американцам.
Если удар по Сирии все-таки будет нанесен, многое будет зависеть от того, насколько большой угрозой он станет для российских военнослужащих, то есть насколько Россия признает ее и как отнесется к этой угрозе (мы уже поняли, что россияне не слишком беспокоятся, когда США авиаударами убивают российских наемников вблизи Дейр-эз-Зора; если представить зеркальную ситуацию, то трудно поверить, чтобы Вашингтон решил полностью или хотя бы частично проигнорировать подобный инцидент).
Наконец, возможно ли, чтобы Трамп вообще отказался от каких-либо действий? Да, если каким-то чудом он поверит, что химоружие применили боевики, а не сирийская армия. Это опять-таки больше политический вопрос, а реальных доказательств мало. Кстати, воинственный Джон Болтон только приступил к работе на посту советника по национальной безопасности. И уж точно он не «посоветует» Трампу: «Господин президент, остыньте».
В данный момент Трампу, вероятно, представили все возможные «варианты», от малого и среднего до масштабного удара. Скорее всего, Трамп выберет что-то из предложенного и реализует свое решение. Если удар будет однократным, Сирия и ее союзники, возможно, решат его «проглотить», невзирая на магнитуду, потому что явно выигрывают в войне. Восточная Гута освобождена и все еще продолжается, по последним данным, операция по освобождению лагеря Ярмук к югу от Дамаска. Но если американский удар будет серией ударов, то ситуация может опасно обостриться до совершенно невообразимых пределов.