Сразу после покушения на бывшего офицера российской разведки Сергея Скрипаля и его дочь в английском городе Солсбери, которое произошло в марте и в котором Великобритания и ее союзники обвинили Россию, президент США Дональд Трамп решил не делать никаких заявлений по этому поводу. Затем, когда Кремль сообщил о том, что американский президент пригласил своего российского коллегу в Вашингтон, замешательство усилилось. Фактически США приглашали «на чашечку кофе» тирана (не будем забывать о продолжающихся бомбовых ударах по мирному населению Сирии) сразу после того, как тот атаковал их лучшего друга.
В конечном итоге Трамп распорядился закрыть российское консульство в Сиэтле и выслать 60 российских дипломатов в связи с инцидентом в Солсбери. Однако во время встречи с прибалтийскими союзниками США по случаю 100-летней годовщины обретения ими независимости от Российской империи, он продолжил говорить о том, что США желательно сотрудничать с Россией. А в это время Россия вела подготовку к неоправданно разрушительным ракетным испытаниям над Балтийским морем, для которых даже потребовалось закрыть воздушное пространство Латвии. Президент США не стал заступаться за союзников США по НАТО и протестовать против того, что латвийский премьер-министр назвал «демонстрацией силы».
Трамп должен выступать с четкими заявлениями касательно того, каким образом и почему Россия превратилась в угрозу национальной безопасности. Если значительная доля американских граждан не будет знать об этой опасности, конгрессу и гражданскому обществу не удастся принять достаточно эффективные меры. Таким образом они не просто не смогут блокировать усилия Кремля, но и будут содействовать ему в его операциях. В рамках такого сценария Кремль является террористической организацией, у которой есть бомба в чемодане, а США — это пассажир, который не обращает никакого внимания на багаж, оставленный на платформе без присмотра.
Да, администрация наконец ввела серьезные санкции против России, которые конгресс одобрил еще в прошлом году, и президент Трамп выступил с критикой в адрес президента России Владимира Путина за его причастность к химической атаке против мирных граждан Сирии. Однако все это происходит в контексте двойственного отношения президента США к российской угрозе.
Американцев должны шокировать попытки Трампа не обращать внимания на коварство Путина и подыгрывать противникам США в Кремле. Российское правительство хочет, чтобы США ни много ни мало закрывали глаза на демонстрируемое Москвой полнейшее неуважение к международным нормам и продолжали двигаться дальше, то есть сотрудничать, работать вместе, отменить санкции, смириться с оккупацией территорий Грузии и Украины. И сознательное молчание Трампа потенциально дает ему возможность сделать все это. Его публичная позиция в отношении России позволяет Москве продолжать реализацию ее стратегии правдоподобного отрицания.
Русские прибегают к правдоподобному отрицанию каждый раз, когда они сбивают пассажирский самолет, убивая более 200 человек, отравляют врагов Кремля, крадут данные у американских политических партий, а потом передают их своим союзникам для публикации. Такое отрицание мешает адекватно реагировать на ее агрессивные действия — даже самым мотивированным сторонам. А тем, у кого нет никакой мотивации, оно дает возможность делать вид, что Россия ни в чем не виновата, и обвинять других.
Когда администрация Трампа принимает согласованные меры против Кремля, а Трамп продолжает хранить молчание, он в определенном смысле тоже «правдоподобно отрицает» тот факт, что он согласен с наказанием для Путина. Он продолжает поддерживать идею о том, что США могут и должны сотрудничать с Россией без каких-либо условий, и таким образом дает многим американцам, составляющим его базу, возможность игнорировать ту угрозу, которая исходит от России.
Учитывая силу влияния Трампа на его базу, его позиция также позволяет многим среднестатистическим американцам, которые не заинтересованы в том, чтобы рассмотреть иную точку зрения, жить в относительном неведении по поводу российской угрозы. Это очень опасно, учитывая тот факт, что российское правительство продолжает использовать социальные сети, деньги и деловые контракты, чтобы налаживать полезные связи с банками, агентствами недвижимости, аналитическими центрами, учеными и такими организациями, как Национальная стрелковая ассоциация.
Россия использует эти связи, а также киберпреступников и информационные операции, чтобы распространять фейковые истории, которые настраивают американцев друг против друга, внушают людям российскую точку зрения и делают американскую демократию слабой и уязвимой перед влиянием Москвы, а также перед ее политическими и даже военными операциями.
Любой другой американский президент уже давно выступил бы с речью, в которой осудил бы российское правительство за его попытки переписать нормы международного порядка, чтобы восстановить прежний баланс сил, раскритиковал бы Путина за его стремление заменить международные институты и международное право политическими принципами XIX века и осудил бы российского президента за его попытки навязать свою коррумпированную автократическую систему соседним государствам.
Любой другой президент США уже давно отверг бы такое мировоззрение, в рамках которого автократы ведут борьбу против собственных народов, пользуясь тактикой геноцида, химическим оружием и гонениями и при этом не опасаясь никакого наказания со стороны международного сообщества. Чтобы Путин смог достичь своей цели — восстановить влияние России в Евразии, — ему необходимо молчаливое согласие США.
США до сих пор остаются самой сильной страной в мире в экономическом, военном и дипломатическом смыслах. США до сих пор остаются единственной страной, способной в одиночку противостоять России. Кроме того, США остаются единственной страной, имеющей достаточно влияния для того, чтобы убедить всех своих партнеров и союзников по всему миру в необходимости действовать в унисон. Действительно, этими странами движет понимание того, что нынешний международный порядок, сложившийся после окончания Второй мировой войны, служит их интересам и позволяет обеспечить мир и процветание.
Американцам крайне важно услышать из уст Трампа, что именно сделала Россия, чтобы достичь своих целей: она вторгалась и оккупировала территории своих соседей, проводила кибероперации, распространяла фейковые новости посредством соцсетей и своих пропагандистских телеканалов, она нарушала соглашения по контролю над распространением ядерного и неядерного оружия, вепонизировала свой экспорт энергоресурсов (особенно в Европе).
Россия платила ультраправым и ультралевым партиям за то, чтобы они разжигали недовольство и отстаивали интересы России в Европе, манипулировала потоками беженцев, чтобы дестабилизировать правительства, запугивала дипломатов и военных, бряцая оружием и совершая опасные маневры с военными кораблями и самолетами других стран, она вмешивалась в работу энергетических сетей и других объектов инфраструктуры и проводила операции по запугиванию населения и чиновников многих стран. И этот список далеко не полный.
Наконец, США должны четко объяснить, что необходимо делать, а затем сделать это вместе со своими союзниками, партнерами и друзьями — не только с Европой. США должны усилить свою защиту в киберпространстве. Американцам необходимо повысить уровень своей медийной грамотности и добиться прозрачности в вопросах платной рекламы.
Общественность должна заставить социальные сети нести ответственность посредством более жестких норм и требований, чтобы эти платформы больше нельзя было использовать в качестве инструмента атак против граждан США и других демократий. США должны принять более жесткие законы и усовершенствовать систему контроля за их исполнением, чтобы справиться с такими проблемами, как деятельность иностранных агентов, коррупция и отмывание денег. Кроме того, США необходимо устранить свои собственные слабые места и неравноправие — включая наследие рабства и расизм.
Но прежде всего, поскольку США не могут предугадать следующий шаг России в ее войне против демократии, американцы должны повысить бдительность.