Москва — Теперь, когда США рассматривают возможность нанести удар по Сирии, президент России Владимир Путин оказался перед сложным выбором: позволить Америке нанести ракетный удар по союзнику Москвы, оставив его без ответа, или же подвергнуть себя риску военного столкновения с США.
Если удар США загонит Путина в угол, он вряд ли будет сидеть сложа руки. Бездействие обернется угрозой для его достижений в Сирии, негативно скажется на авторитете России и разрушит его образ крепкого орешка.
«Именно наш президент решает судьбу мира!» — заявил лидер ультранационалистической партии Владимир Жириновский, выступая на российском телевидении.
В период кризисов последних нескольких лет реакция Путина сводилась к опрокидыванию шахматной доски.
Когда в феврале 2014 года в результате массовых протестов прокремлевский лидер Украины лишился власти в стране, Путин отреагировал на тот, как он выразился, поддержанный Америкой государственный переворот отправкой своих военных в Крым и аннексией этого полуострова.
Позже, комментируя эти события, он сказал, что был готов привести свои ядерные силы в состояние боевой готовности в случае развития ситуации по наихудшему сценарию на фоне роста напряженности в отношениях между Россией и Западом в связи с аннексией Крыма. По его словам, он откровенно предупреждал своих западных коллег о том, что Россия готова воевать за Крым.
И Москва действительно вмешалась в войну на стороне ополченцев на востоке Украины, не отступив даже перед лицом нескольких раундов жестких санкций, введенных США и Евросоюзом.
Когда в 2015 году режим сирийского президента Башара аль-Асада оказался на грани краха, Путину потребовалось всего несколько недель, чтобы организовать военную кампанию, которая спасла давнего союзника России и в конечном итоге изменила ход войны в его пользу.
В недавно вышедших на экраны документальных фильмах Путин делится честными воспоминаниями о своей юности, которую он провел в рабочем районе Ленинграда. По его словам, там он усвоил уроки, которые пронес через всю свою жизнь.
«Еще 50 лет назад ленинградская улица научила меня одному правилу: если драка неизбежна, бить надо первым», — сказал он.
Другим показательным эпизодом стала встреча с крысой у входа в его старый многоквартирный дом. Когда он загнал ее в угол, она развернулась и бросилась на него.
«Это было неожиданно и очень страшно. Теперь уже крыса гналась за мной. Она перепрыгивала через ступеньки, соскакивала в пролеты, — рассказал он во время своего интервью. — Не стоит никого загонять в угол».
Год назад Путин надеялся на налаживание отношений с США при президенте Дональде Трампе. Когда США нанесли ракетный удар по сирийской военной базе после предположительной химической атаки, Путин решил оставить его без ответа, очевидно пытаясь сохранить возможности для улучшения отношений с Вашингтоном. Тогда Москва, которую заранее предупредили о готовящемся ударе, чтобы она могла отправить своих военных в безопасное место, ограничилась лишь гневными заявлениями.
Поскольку надежды Кремля на дружеские отношения рассеивались по мере расследования вмешательства России в американские президентские выборы 2016 года, сейчас Путин вряд ли станет демонстрировать такую терпимость.
За несколько недель до предположительной химической атаки сирийского правительства 7 апреля, российские военные предостерегли Запад от того, что они назвали ложными обвинениями в применении химического оружия для нанесения ударов в Сирии.
Начальник Генерального штаба вооруженных сил России Валерий Герасимов предупредил в марте, что удар американцев будет угрожать безопасности российских военных в Сирии и спровоцирует ответный удар против американских ракет, а также против кораблей и самолетов, с которых они запускаются.
Это заявление стало сигналом готовности Москвы защитить своего союзника, даже если это приведет к столкновению с США.
По мере роста напряженности российские военные корабли покинули свою базу в сирийском порту Тартус в рамках того, что отставной генерал Владимир Шаламов, глава комитета по международным делам нижней палаты российского парламента, назвал маневром, позволяющим избежать возможного удара со стороны США.
На авиабазе Хмеймим находятся несколько десятков российских самолетов, целый ряд новейших зенитно-ракетных комплексов и ракетные системы «Бастион». Их дальность достигает 450 километров.
В случае эскалации Россия может воспользоваться авиабазами другого своего союзника, Ирана, чтобы перебросить больше самолетов ближе к Сирии.
Россия использовала Сирию в качестве испытательной площадки для своего нового оружия, включая ракеты большой дальности. К ним относятся крылатые ракеты морского базирования «Калибр» и крылатые ракеты воздушного базирования Х-101. И те, и другие ракеты можно запускать из Каспийского моря и других морей в западной части России.
Посол России в ООН Василий Небензя заявил, что основной приоритет — предотвратить войну в Сирии, отметив, что он не исключает вероятность конфликта между США и Россией.
В четверг, 12 апреля, после окончания закрытого заседания Совбеза ООН он сказал репортерам, что «вероятность эскалации сейчас даже выше, чем просто в Сирии», добавив: «Мы надеемся, что мы не достигнем точки невозврата — что США и их союзники воздержатся от военных действий против суверенного государства».
Обсуждая растущую напряженность, российское телевидение и другие СМИ рассказывают россиянам о том, что может произойти в случае ядерной атаки. В популярных политических ток-шоу на российском государственном телевидении депутаты и военные эксперты устраивают горячие дискуссии вокруг вероятных сценариев столкновения США и Россией, вплоть до полномасштабной ядерной войны.
Военный эксперт Михаил Ходаренок заявил, что Россия должна ответить на любой удар американцев, добавив, что, если она этого не сделает, это негативно отразится на ее репутации.
«Это обернется геополитическим позором и колоссальными репутационными потерями, — сказал он. — Америка, готовься к нашим старым надежным 10-мегатонным ядерным боеголовкам».
Алексей Пушков, председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике, выбрал более умеренный тон, отметив, что у России есть мощное неядерное оружие для того, чтобы отразить атаку американцев в Сирии.
«Мы должны избежать ядерного конфликта, — сказал Пушков. — Мы должны защитить нашего союзника Сирию, не спровоцировав ядерный конфликт».