Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Включение «Нравственного воспитания» в курс обучения японских школьников вызывает все больше противоречий

© flickr.com / RageZЯпонские школьники. Архивное фото
Японские школьники. Архивное фото
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Проблема буллинга актуальна для японских школ не менее, чем для российских. И пока у нас тестируют новейшие психологические методики или просто забирают детей на домашнее обучение, чтобы избежать издевательств от одноклассников, Япония вводит новую дисциплину — «Нравственное воспитание». Противники проекта не понимают, как можно выставлять оценки за мораль и патриотизм.

В начальных школах с весны этого года, а в средних школах — начиная со следующего, предмет «Нравственное воспитание» будет включен в учебные планы. Школы обязали использовать на этих уроках официально утвержденные учебники, и преподаватели начнут ставить по нему оценки.


В редакционных статьях «Асахи симбун» мы постоянно высказывали сомнения в необходимости включения «Нравственного воспиатния» в школьный курс обучения. Если взглянуть на тенденции последнего времени, становится понятно, что такую позицию разделяют многие.


Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии заявляет о том, что этот предмет должен не навязывать ученикам определенную систему ценностей, а прививать «основы морали, стимулирующие размышления и обсуждения». С такой идеей можно согласиться. Однако подобных результатов можно достичь и с помощью оригинальных учебных пособий, составленных с учетом уровня развития ребенка и ситуации в регионе, а также путем определенной организации уроков по другим предметам. И вообще, просто поставить целью формирование разностороннего взгляда на мир у школьников было бы намного разумнее.


Государственный учебный план определяет около 20 видов добродетели, таких, как «соблюдение правил приличия», «умеренность и сдержанность», и в учебниках все они должны упоминаться. Во время проверки учебников для утверждения в начальных школах прошлой весной, издательство, которому указали на то, что содержанию их учебников недостает «уважения к традиционной культуре и патриотизма», изменило слово «булочная» на «магазин японских сладостей» в одном из рассказов. Многие люди были удивлены и озадачены столь педантичным подходом.


Когда власти отказываются утверждать учебники, которые в мелочах не соответствуют их условиям, пропадает интерес и творческий подход к созданию подобных материалов. Интересно, насколько в таком пособии будут реализованы «основы морали, стимулирующие размышления и обсуждения».


Большими проблемами чревата и система оценивания, еще одна составляющая нового учебного плана.


Учитывая опасения, что оценки по этому предмету будут возвышать душевные качества одних учеников над другими, министерство постановило, что будет использована не система баллов, как для других предметов, а комментарии преподавателей в описательной форме. Сообщается, что учителя не будут сравнивать школьников друг с другом или оценивать каждую их добродетель в отдельности.


Однако в учебнике, который был утвержден для средних школ в конце прошлого месяца, бросается в глаза графа, где ученик должен оценить свои указанные добродетели от одного до четырех баллов. Кроме того, издательства и региональные образовательные комитеты усердно составляют сборники возможных примеров оценки школьников в помощь преподавателям.


Учителя не должны бесцеремонно вмешиваться в то, что происходит в душах учеников, и именно поэтому им будет сложно заметить рост или изменения внутреннего состояния школьников. Вот почему преподаватели, которые теперь обязаны давать подобные оценки в школах, находятся в растерянности и смятении.


Изначально причиной введения «Нравственного воспитания» стала проблема издевательств среди школьников (проблема идзимэ). Издевательства происходят из-за того, что множество учеников следуют примеру друг друга. Хотя важно, чтобы занятия воспитывали в школьниках силу духа, с введением системы оценок ученики буду беспокоиться о них, и среди детей неизбежно распространится настрой на то, чтобы придумать ответ, устраивающий учителя.


Насколько удобно будет использовать такие учебники? Какое влияние окажут на детей оценки преподавателей? Будут ли эти занятия действительно способствовать развитию детей?


Нужно выслушать мнения учителей, родителей школьников, определить основные проблемы, а также внести поправки, соответствующие ситуациям в отдельных школах.