Читатель Delfi рассказал печальную, но поучительную историю работы за границей, с целью «предостеречь тех, кто думает, что там все так сладко, правильно и красиво». Дмитрий попал в компанию, которая занимается перевозкой по Германии людей с ограниченными возможностями движения. Оказалось, что и в такой упорядоченной стране есть деятели, которым закон не указ. На их удочку попадаются не только слабо знающие права и язык гастарбайтеры, но и граждане Германии.
Причина, по которой Дмитрий и его девушка решили покинуть Латвию, мало отличается от историй десятков тысяч молодых латвийцев, живущих сегодня за рубежом. Из рассказов своих знакомых, перебравшихся в Германию, представляли ее себе исключительно законопослушной страной, «где, в первую очередь, соблюдаются права человека, а любой труд достойно и честно оплачивается, где есть перспектива как для специалиста, так и для простого рабочего, где хороший климат и инфраструктура, в общем все прелести цивилизованной Европы».
Первый пшик. Глубокая провинция, стирка «за наличные», до магазина час пешком
Понимая, что сразу найти престижную работу, без знаний языка, невозможно, Дмитрий с девушкой решили начать с малого. Знакомый предложил нам обратиться в немецкую фирму K., занимающуюся транспортировкой больных людей по территории Германии. Сам он там работал (как позже выяснилось, за привлечение работников из Латвии ему обещали премию) и утверждал, что все будет хорошо.
В середине августа прошлого года Дмитрий связался с неким Павлом из этой компании, который выразил готовность трудоустроить пару из Латвии, как водителя и сопровождающего. От молодых людей требовались лишь права B категории и гражданство ЕС.
«Суть работы изложили так: перевозка на микроавтобусе по типу «скорой помощи» малоподвижных сидячих и лежачих пациентов из пункта А в пункт Б, а при необходимости — заносить или заводить их на разные этажи, — рассказывает Дмитрий. — Пять дней в неделю, каждая вторая суббота — рабочая, до 14.00. Оплата сдельная. Объяснили, что работа физически и морально непростая, но люди довольны. Сильно подкупало обещание квартиры в городе».
Ближе к оговоренному сроку переезда из компании сообщили, что адрес пребывания в Германии меняется. Молодые люди завершили дела в Латвии, посетили интенсивные курсы немецкого, упаковали чемоданы, сели в машину и уехали. «Уже в нескольких километрах от места, куда нас вел навигатор, мы поняли, что находимся в глубокой провинции, — рассказывает Дмитрий. — Из дома вышел наш земляк и будущий коллега, который отвел нас на второй этаж в «квартиру», комнату типа «общежитие» с двумя убитыми кроватями и с двумя соседями по этажу. Это был последний дом в поселке, до ближайшего магазина — час пешком.
На первом этаже дома — замечательные хозяева, немцы, которые регулярно ходили к нам на этаж, как к себе домой. Настаивали, чтобы мы не пользовались водой, не включали отопление и свет, не топтали в коридоре, не открывали окна. Наша машина им мешала, где бы она не стояла, но не мешало требовать с нас деньги за пользование стиральной машиной «только наличными» и за гостей, оставшихся на ночь. За все счастье с зарплаты удерживалась сумма, равная стоимости не самой плохой квартиры в ближайшем городе».
Второй пшик. Женщины не требуются, бюро с запахом навоза, мифическая медстраховка
Очередное разочарование не заставило себя долго ждать — девушке Дмитрия в рабочем месте отказали. О том, что «женщины на работу не требуются» сообщил ответственный за перевозки по региону Артур, к которому он приехали в «бюро» («неотапливаемый кабинет на старой фабрике-конюшне с терпким запахом трансмиссионного масла и навоза»). На упоминание договоренности с Павлом, Артур ответил, что Павел за этот регион не отвечает.
«Какие-то совсем негерманские имена, скажете вы… — пишет Дмитрий. — Так и есть, фирмой, филиалами и диспетчерской службой руководили исключительно бывшие жители одной теплой советской республики — друзья, братья и сестры владельца компании, у которых несколько лет назад были судебные разбирательства, связанные с отмыванием денег через дочерние предприятия. Осознавая, что влипли по уши, сошлись на том, что вернуться в Латвию еще успеем. Но сюрпризы на этом не закончились».
Очередные проблемы касались оформления медицинской страховки, которая обязательна для всех работающих в Германии с первого дня. При оформлении документов Дмитрий получил от Артура бланк, «якобы копию отправленного заявления на страхование здоровья». По словам менеджера, страховая карточка должна была прийти в течении недели-двух. Не дождавшись документа за месяц, Дмитрий лично отправился в страховую компанию: «В их базе данных меня не оказалось. Страховщики позвонили в фирму, после чего карточка пришла за неделю».
Третий пшик. Двойная бухгалтерия, ненормированная работа, хамские диспетчеры
По рассказу Дмитрия, рабочий процесс тоже сильно отличался от того, который был обещан до отъезда в Германию. «На вопрос, почему мы уже одиннадцатый час на смене, в сотне километров от дома, коллеги отвечали, что это еще не поздно. Учета часов в фирме нет. В этом регионе работники получают фиксированный оклад за срисованные с потолка бухгалтерией часы, плюс премию, дотягивающая сумму до оговоренного оклада. Никаких официальных выходных и праздничных дней в фирме нет, как и надбавок за сверхурочные, ночные, праздничные. Единственный документ, в котором отображается примерное время и дни работы — бланки адресов, простые листы А4, которые раз в неделю выдающийся водителями в «бюро» — после сверки их выбрасывают в мусорную корзину.
В рабочем договоре все красиво: почасовая оплата, 40-часовая рабочая неделя. Отпуска — выходные — праздники. Время приема заказов на фирме — с 6:00 до 22:00. Казалось бы, рабочее время красиво делится на две 8-часовые смены. На деле, никаких смен нет, количество рабочих часов водителя — начиная от 220 в месяц. Обещанные субботы «до 14.00» тоже оказались обманом — заканчивать работу приходилось очень поздно. Оплата за часы получалась гораздо меньше установленной в Германии минималки. Планировать что-либо после работы — смысла не имеет, так как время завершения «дня» — непредсказуемо.
В среднем, за день проезжаешь 400 километров, домой приходишь в полуобморочном состоянии. Перестают существовать дни недели, времена суток и времена года. На мой вопрос к руководству, почему время работы превышает все возможные нормы, последовал ответ: рабочий микроавтобус стоит под домом, вам не нужно добираться до работы, а проезд до первого адреса и с последнего адреса работой не считается.
Позже начали давить на человеческие качества, мол, нужно съездить помочь коллеге поднять пациента на этаж. Потом упреки, что не помог. В общем, никакого понимания, что у водителей может быть личное время и планы. Если нужно — разбудят среди ночи и заставят ехать. Не дозвонятся на рабочий телефон — будут звонить на личный, выключишь личный — станут звонить соседу по этажу.
Еще четыре пшика. Инвалиды пачками, мерзлый автобус без тормозов, падающие бабушки
По словам Дмитрия, страшнее всего, что произошло с ним и его девушкой — только отношение компании к пациентам. При том, что на интернет-странице она преподносит себя как «дружелюбную организацию, предоставляющую транспортные услуги на высшем уровне». Но «жадность этой компании преобладает над всеми возможными человеческими чувствами». Дмитрий приводит четыре аргумента в пользу своего утверждения.
1. Санитарный транспорт превращается в общественную маршрутку. В компании, единственной в регионе, активно практикуется перевозка в одном микроавтобусе нескольких пациентов одновременно — с разных больниц, с разными диагнозами, с большими разбросами по адресам и по времени. Пациенты вынуждены ехать до точки назначения кругами, ожидать в холодном автобусе, пока бригада привезет следующего пациента (стоять с заведенным двигателем на территории больниц, как правило, запрещено), опаздывать на обследования.
Диспетчеры пытались принудить меня взять пациента, для которого в автобусе уже не было места, пересадив его с инвалидного кресла на переднее сидение. Представляете себе скорую помощь, «собирающую» пациентов с нескольких адресов в разных концах города, где медперсонал пересаживает инвалида со спецкресла на сидение рядом с водителем? Уму непостижимо!
2. Единственная подобная фирма, которая допускает к работе бригады, состоящие из одного человека. Водители в одиночку перевозят лежачих пациентов, в одиночку их перекладывают и пересаживают. Передвижная складная лежанка весит около 70 кг, пациенты — разного телосложения и состояния. Их надо переложить, поднять, загрузить и выгрузить. В тяжелых случаях — пересадить в спецкресло. Если не получается перенести пациента одному, можно часами ждать помощи. Вспомогательными электрическими устройствами машины не оборудованы, проблемы со спиной наступают очень быстро. У медперсонала в больницах часто возникают вопросы, как такое возможно. Но большая часть водителей немецкий не понимает.
3. Основная ставка при отборе кадров в этой фирме делается на загнанных в угол иностранцев с плохими знаниями языка и местного законодательства. Никакого инструктажа, либо элементарных курсов первой помощи при начале работы не проводится. Все это выливается в непонимание просьб пациента и неправильные действия в чрезвычайных ситуациях. Жалоб на предприятие со стороны пациентов и их родственников очень много. Случаи падения пациентов при подъеме нередки, так же часто родственники вынуждены оказывать помощь при подъеме пациента на этаж, так как диспетчерская якобы не знала, что в доме есть лестница. Заказ принял — разбирайся сам.
Активно принуждают работать людей, которые находятся на больничном. Известны случаи, когда принципиальных работников, отказывающихся работать на таких условиях, руководство в одночасье выселяло из служебной комнаты и вывозило на вокзал, невзирая на установленный порядок увольнения. Фирма с удовольствием берет на работу латвийцев — большинство из них готовы работать на любых условиях и молчать. Не так давно на наших порталах фигурировало объявление о трудоустройстве в эту компанию — немецкая фирма, без посредников…
4. Техническое обслуживание транспорта в Германии хоть и проводится на высшем уровне, но фирма игнорирует заявки о технических неисправностях, не связанных с прямой способностью машины передвигаться и приносить прибыль. Практически всю зиму я отъездил с неисправной системой отопления, в морозы было много жалоб от пациентов да и сам замерзал. Сообщения о неисправности игнорировались. Особенно запомнился случай, когда ответственное лицо вынуждало меня перегнать машину с отказавшей тормозной системой на расстояние в несколько десятков километров, чтобы не оплачивать услуги эвакуатора.
Глобальный пшик. Двойная бухгалтерия для «рядовых осликов» и «козлов»
«Как все это возможно в Германии, и каким образом фирма уже несколько лет остается без внимания спецслужб?» — задается вопросом Дмитрий. И сам же отвечает: «Жалобы пациентов оседают в той же бухгалтерии, где рисуются часы с потолка. Руководство беспокоит лишь то, чтобы пациент не жаловался никуда дальше. Доказать «на бумаге» часы и условия работы бригад, как уже отмечалось выше, без прямого надзора довольно сложно. Еще одна бухгалтерия и сервера с реальными данными, путевыми листами и всеми финансовыми передвижениями находятся за пределами Германии — филиалы работают с ними удаленно, следовательно, любые проверки «по месту» результатов не приносят».
Последней каплей дегтя в бочке дегтя же стало нежелание работодателя рассчитаться за работу после того, как пара решила оставить гиблое дело. «Как только мы переехали в свою квартиру и перестали полностью зависеть от этого работодателя, я поспешил попрощаться с фирмой в кратчайшие сроки и забыть эту работу, как страшный сон. Был наслышан о практике невыплаты зарплаты при увольнении. Поэтому при написании заявления прямо спросил Артура, расходимся ли мы по хорошему и не будет ли никаких проблем с зарплатой.
Обещал, что проблем не будет. Зарплату и раньше задерживали регулярно, а последний месяц не стал исключением. На карточку пришла лишь половина суммы, после чего я незамедлительно попытался связаться с руководителем фирмы Арсеном — он трубку не взял. Я написал сообщение, ответ на которое не выдерживает никакой критики (см. на фото). Очевидно, что для этой организации закон не писан».
Дмитрий призывает соотечественников помнить о его опыте и очень осторожно относиться к предложениям по трудоустройству за границей. В идеале, не пожалеть времени и денег, чтобы навестить работодателя и лично ознакомиться с рабочим процессом, договором и местом проживания до переезда. «Вывод: даже на самую законопослушную нацию всегда найдется хитрый предприниматель, который не побрезгует заработать на вашем безвыходном положении, незнании прав и языка, и всячески способствовать вашей зависимости от него».