После блокирования популярного мессенджера российские власти переживают настоящий шторм. Следующей жертвой в борьбе Кремля за контроль над интернетом может стать Facebook.
Российские власти совершали подобные поступки и раньше, но на этот раз попытка заставить замолчать популярную социальную сеть дала отдачу.
Дело в том, что последнее наступление Кремля на интернет сказалось на сотнях ни в чем не повинных фирм и организаций. В их числе — все, от государственных музеев и школ до автомехаников, чьи веб-сайты в последние сутки стали черными.
В центре мятежа — популярное приложение Telegram, у которого в России более 13 миллионов подписчиков. Приложение — смесь Facebook и службы передачи сообщений Whatsapp — до недавнего времени использовалось собственной пресс-службой Путина и Министерством иностранных дел страны. Приложение было также популярным у политических активистов страны, а многие активисты имеют сотни тысяч подписчиков.
Но все пошло не так, как планировалось. С понедельника российские власти поглотили миллионы электронных адресов и несколько вебхостов, чтобы покончить с Telegram. Сначала это поставило приложение на колени. Но Telegram ответил, и в среду и в четверг он функционировал снова в большинстве мест, благодаря перенаправлению трафика.
Вместо этого цифровая канонада со стороны властей была настолько мощной, что в среду музеи вынуждены были прекратить продавать билеты, в то время как компьютерные системы у авторизованных механиков «Вольво» в России приказали долго жить. По мнению российских интернет-экспертов, более 16 миллионов IP-адресов стали невинными жертвами наступления на Telegram.
Кремль затягивает сеть
Неуклюжая акция привела к граду критических высказываний даже от политиков, которые обычно настроены пропутински.
«Целились в Telegram, но нанесли ущерб российской экономике», — заявил Игорь Лебедев, заместитель спикера российского парламента.
Российская газета «Ведомости» назвала блокирование «ковровой бомбардировкой» интернета в России.
Впрочем, сеть затягивается вокруг Telegram. Приложение обходит блокировку, в частности, через серверы таких сетевых гигантов, как Google и Amazon. Поэтому российские власти направляют свои угрозы прямо в Кремниевую Долину.
Пока Кремлю не удалось добиться желаемого благодаря политическому давлению на большие и малые фирмы, поскольку у власть имущих страны нет того же встроенного контроля за использованием интернета дома, как, например, в Китае. Четыре года тому назад предприниматель Павел Дуров, основавший самую большую социальную сеть в России, VK, вынужден был покинуть страну, а сеть перешла к верному Кремлю олигарху.
В 2016 году Кремль блокировал социальную бизнес-сеть Linkedin. А сейчас Павел Дуров вновь оказался в центре внимания Кремля, на этот раз как основатель Telegram. Но сейчас 33 русский, живущий в изгнании, не собирается сдаваться без борьбы, так он пишет в своем призыве.
Он обвиняет Кремль в том, что тот разрушает в целом весьма перспективные техно- отрасли в стране и хочет отбросить Россию в диктаторские времена. Он предлагает финансировать «цифровое движение сопротивления» против блокировки сайтов на своей родине.
Следующими могут стать Facebook и Twitter
Но пока нет ничего, что указывало бы на то, что охота, начатая российскими властями, на этом и остановится. Facebook и другие иностранные службы тоже могут быть блокированы в России, предостерег начальник Роскомнадзора в интервью с среду.
В последние месяцы риск только возрос, потому что отношения между Россией и Западом уже переживают статус глубокой заморозки, говорит Андрей Солдатов, автор книги о кибер-атаке Кремля в интервью Berlingske.
«Вполне возможно, что они могут решить, что политические издержки блокировки Twitter и Facebook не намного больше», — говорит Андрей Солдатов.
Путинская партия приняла закон, делающий возможность блокировку веб-сайтов, если они не переместят свои данные на российские серверы. Пока это осуществлялось только в принудительном порядке.
«Идея состоит в том, чтобы испугать глобальные платформы, для того, чтобы они пришли и переговорили с Кремлем и заключили бы соглашение», — считает Андрей Солдатов.
Одновременно блокировка вызвала и угрозы возбуждения дел о возмещении ущерба и протесты во многих российских городах. В Москве демонстранты забросали сделанными из бумаги самолетиками — символ Telegram штаб-квартиру ФСБ на Лубянской площади. 15 человек были задержаны, а один приговорен к 100 часам общественных работ.
Да и российские власти, которые ранее охотно использовали Telegram для рассылки новостей, ощутили последствия. Пресс-служба Владимира Путина сообщила, что отныне вместо популярного Telegram будет использоваться устаревший мессенджер ICQ, основанный в 1996 году.
Кремль и социальные сети
В России социальные медиа еще несколько лет тому назад были свободны от государственного вмешательства.
После крупных демонстраций против Владимира Путина в 2011 году власти начали затягивать хватку с помощью судебных дел против активистов за размещение материалов в Facebook.
В 2014 году крупнейшая социальная сеть страны, VK, перешла к поддерживающему Кремль олигарху, в то время как основатель сети был вынужден отправиться в ссылку.
В 2016 году власти запретили соцсеть Linkedin. Через год был принят закон об отказе от услуг VPN, которые могут обходить блокировку.
Власти страны угрожают блокировать также Facebook и Twitter, если они не переведут данные о пользователях на российские серверы.