Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему бомбардировщик Б-2 стоит два миллиарда долларов?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в

Поскольку нынешний президент США объявил о своих планах увеличить в этом году военный бюджет с целью восстановления истощенной армии страны, нам может потребоваться оценить уже совершенные государством расходы. Запланированное многомиллиардное увеличение поспособствует тому, что США станут еще сильнее опережать остальные страны мира с точки зрения расходов на оборону. И да, согласно Стокгольмскому международному институту исследований проблем мира, в 2015 году США обогнали в этом смысле Китай, Россию, Великобританию, Францию, Японию, Саудовскую Аравию и Индию вместе взятые.


Хотя никто не возьмется утверждать, что расходы США на оборону были как минимум чрезмерными, они стали, вероятно, значимым элементом глобального миротворческого процесса. Так на какую же военную технику Америка потратилась более всего? Каков был наивысший расход в долларах на человека? Сегодня мы попробуем дать ответы на эти вопросы. Итак, тема сегодняшнего выпуска: «Почему бомбардировщик Б-2 стоит два миллиарда долларов?»


Б-2 «Спирит», он же бомбардировщик-невидимка, — это американский тяжелый малозаметный стратегический бомбардировщик со стелс-технологией, разработанный с целью прорыва плотной противовоздушной обороны. «Летающее крыло» имеет экипаж из двух человек и может доставлять как обычные, так и термоядерные снаряды.


Разработка данного бомбардировщика, основанного на новейшей технологии, началась во времена администрации Картера и продолжалась во время правления Рейгана, при этом расходы на осуществление программы постоянно росли. Созданный изначально для использования в ходе холодной войны, Б-2 стали задействовать и в более поздних военных операциях на Ближнем Востоке и в Афганистане. Первые версии аппарата стоили 737 миллионов долларов, но в результате последующих доработок и коррективов эта цифра выросла до 929 миллионов. В конечном итоге, после усовершенствования Б-2 в 1997 году, стоимость самолетов составила 2,1 миллиарда долларов за штуку.


Закон о санкционировании расходов на оборону и Конгресс США дали добро на создание 20 самолетов Б-2 за 44,65 миллиарда долларов, то есть по 2,2 миллиарда каждый. Это эквивалентно 36 долларам с каждого налогоплательщика за каждый отдельный самолет или 720 долларам за всю программу. Для среднестатистического американца-трудяги сумма довольно крупная.


Покупка и эксплуатация самих самолетов Б-2 стоят в восемь раз больше их собственного веса в золотом эквиваленте. Да, самолет действительно дорогой, и эти астрономические затраты вызвали множество споров вокруг соответствующего проекта. В настоящее время на службе ВВС США находится 20 таких бомбардировщиков, а использовать их планируется вплоть до 2032 года.


Будучи впечатляющим оружием, Б-2 способен совершать атаки на любой высоте до 50 тысяч футов (15 километров) с дальностью более 6 тысяч миль (9 тысяч 600 километров) на одном только запасе топлива во внутренних баках и более 10 000 морских миль (18 тысяч 500 километров) с одной дозаправкой в воздухе. Он применялся в Ираке, Афганистане и Ливии.


Хотя реальных причин столь высокой стоимости аппарата не знает никто, согласно одной из теорий, все дело в материале покрытия. Используемый при создании Б-2 радиолокационный материал обладает высокой водочувствительностью, то есть в полете самолет легко поглощает воду. Трение в воздушном потоке вызывает нагрев поверхности Б-2, и поглощенная материалом вода начинает выкипать, а сам материал — пузыриться. По мере разрушения поверхностного материала невидимость Б-2 начинает снижаться. После каждого полета возникает необходимость устранения этих пузырьков, отсюда и масштабные расходы на обслуживание.


У данной теории есть один недостаток: действительно ли Б-2 способен летать так быстро, что поверхностный материал нагревается до точки кипения? Верна теория или нет, все эксперты согласны с тем, что огромных денег стоит одна только используемая для покрытия краска, а капитальный ремонт, который должен осуществляться не реже одного раза в семь лет, обходится в 60 миллионов долларов на самолет.


Но действительно ли Б-2 стоит 2,1 миллиарда? Многие считают, что вследствие двойной бухгалтерии и других ловких трюков стоимость самолета сильно завышена, и разработка и производство одной штуки стоят не больше 500 миллионов долларов. Это примерно вдвое больше стоимости вылета пассажирского авиалайнера Боинг-747.


С учетом расходов на подготовку экипажа, оружие, расходные материалы и топливо, стоимость самолета выходит далеко за пределы одного лишь производства. Может быть, причиной дороговизны является факт, что самолетов этого типа было создано очень мало.


С целью получения более четкого представления в данной области обратим свой взор на производителей авто. Представьте, что «Дженерал моторс» потратила 20 лет на создание революционной линейки из 20 автомобилей, современных и единственных в своем роде. Для этого им пришлось бы освоить новую механику с целью получения новых навыков для использования новых материалов для создания новых автомобилей, которые станут подчиняться системе проектирования, требующей постоянного контроля на каждом этапе проектирования и производства. Системы проектирования необходимо не только составить, но и реализовать с высокой точностью.


Так произошло и в случае с Б-2: лучшие инженеры были наняты и обучены другими высококвалифицированными специалистами с целью строительства самолета, представляющего наиболее современные технологии, которые считались жизненно важными на стадии разработки и оказались полезны в ходе операций с 1990-х годов.


Передовые технологии должны не просто возникать, их необходимо тщательно развивать на протяжении многих лет, что неизбежно сопровождается множеством ошибок, высоким уровнем мастерства и различными проектными изменениями, в результате чего продукт выходит на рынок со всеми необходимыми характерными особенностями.


Проблема заключается в наличии целого ряда других воздушных судов: Ф-22 «Раптор», к примеру, практически невидим на радарах и является наиболее передовым и дорогим истребителем после Б-2, при этом его стоимость оценивается примерно в 339 миллионов долларов за штуку — в сравнении с Б-2 цифра совершенно незначительная.


Так что, вполне вероятно, что после последних запланированных полетов в 2032 году у Б-2 появится преемник. Невзирая на свою стоимость, бомбардировщик приносил пользу с самого первого дня ввода в эксплуатацию в 1999 году, а сегодня является единственным самолетом, способным доставлять массивные боеприпасы, и если возникнет необходимость уничтожить скрытую глубоко под землей ядерную установку, лучше этого самолета США не найти.


Как думаете вы, стоит ли Б-2 таких денег? Ждем ответов в комментариях.

 

Обсуждение
Комментариев: 37
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
KMV
23 апреля 2018, 09:09
Конечно для Америки он стоит таких денег. Еще лучше, что бы он стоил 5 млд.$ или еще лучше 10млд$.
intolerambler
23 апреля 2018, 11:15
KMV, конечно. Налогоплательщикам радостно скормят увеличение ВВП, безопасности и гордость за технологическое лидерство; бенефициары скромно получат деньги.
Сидор
23 апреля 2018, 09:17
Незабываем, что это крыло было сбито в Югославии, старой советской системой ПВО! Ну а что, по стоимости ,ну не стоит он столько. Коррупция по американски.
KMV
23 апреля 2018, 09:22
Сидор, тогда сбили f-117.
l
liova01
23 апреля 2018, 09:56
KMV, А они СИЛЬНО отличаются? Сбили с С-125. Лётчик сильно оборзел, вот его юги и подстрелили.
Сидор
23 апреля 2018, 10:03
KMV, Спасибо, ошибся, бывает.
t
timi
23 апреля 2018, 14:06
KMV, Воинская часть что сбила F-117 официально утверждала B2 также, но нет доказательств. Цель была намного больше и был огромный взрыв вблизи границы в Хорватии. Этот район был закрыт в течение нескольких месяцев. Два F-117 были поражены, другом удалось высадиться. i.imgur.com/pbnsmc7.jpg
l
liova01
23 апреля 2018, 09:57
Сидор, У меня есть стойкое ощущение, что югославская компания затевалась, как промо-акция этих бомберов. Но не случилось.
Дмитрий С
23 апреля 2018, 09:20
Каких денег он стоит покажет только война с противником имеющим современную систему ПВО и современные истребители. Пока закупщик этих самолётов может рассказывать американцам любые сказки. И пока американцы в них верят коррупционеры могут дальше зарабатывать на народе. Работает система узаконенной коррупции. Нашим ворам и олигархам миллиардерам такое счастье и не приснится.
y
yarko
23 апреля 2018, 09:26
Жаль, что он не стоит всего оборонного бюджета США... один бы построили, а на перекраску не хватило бы уже. Сколько жизней по всему миру тогда бы спасли.
Алексей (Крюково)
23 апреля 2018, 09:35
Выводы военных экспертов: 1.ВВС США получили обычный бомбовоз по завышенной цене. Спору нет, это серьезный самолет, НО ТОЛЬКО для "установления демократии" по всему миру, способный принять на борт 80 бомб калибра 227 кг и совершить боевой вылет с авиабазы Уайтмен (штат Миссури) в Афганистан и обратно, продолжительностью 50 часов (с дозаправками в воздухе). 2.История бомбардировщика B-2 это история о том, как не нужно делать самолеты. Несмотря на некоторую пропагандистскую роль, отработку новых технологий и ограниченное участие в военных конфликтах, Спириты нанесли больше ущерба бюджету США, нежели противникам Пентагона. Самолет оказался исключительно дорог и малоэффективен в условиях современных локальных конфликтов. Насколько оправдано использование технологии "стелс" сказать трудно, однако все больше стран стремятся использовать эти решения в конструкции авиационной и военно-морской техники. Очевидно, в "стелсах" есть рациональное зерно – другое дело, насколько соответствует затратам достигнутый результат.
l
liova01
23 апреля 2018, 09:59
Алексей (Крюково), А вы не смотрели кино про изобретателя стельс-технологии? Это русский конструктор. Советский, даже.
J5
Jackson 57
23 апреля 2018, 12:21
liova01, Да, вся технология "Стелс" зиждется на книжице советского ученого. Но несколько позже он написал продолжение, сиквел, так сказать, в котором благополучно развенчал всю свою теорию - то есть, показал, как этих "Стэлсов" надобно ловить. Америкосы старательно делают вид, что такой книжечки и нету вовсе. Наши же не парятся и делают радары и ракеты, которым вся эта стелсятина - на раз чихнуть...
А
Абрамыч
23 апреля 2018, 14:55
liova01,еще к Солженицыну обратились во время войны с консультацией по изобретению "контуженного капитана из Севастополя" по поглощавшему излучения покрытию.И он дал отрицательный ответ-хотя корчил из себя физика. Это из Архипелага ГУЛАГа.
Консервативный реакционер
23 апреля 2018, 09:39
Хотя реальных причин столь высокой стоимости аппарата не знает никто ========= Аффтар, аффтра, а ведь начал-то толково... Все сколько-нибудь искушенные в деле верстания военных бюджетов знают ответ на этот вопрос. ОТКАТЫ и ОСВОЕНИЕ БЮДЖЕТА.
y
yarko
23 апреля 2018, 11:41
Консервативный реакционер, да вы что!?? В США нет коррупции, автор даже помыслить такое не может))
ilya-tr
23 апреля 2018, 09:46
Если одна только программа стоит американцу в 720$ то какое количество денег за всю его жизнь выкачивает правительство по мимо других налогов? мне кажется, что эта супер краска не что иное как развод (рога и копыта США). А если учесть, что по нему не кто толком и не стрелял то реально проверить его магические качества даже не представляется возможным. И это еще больше начинает походить на развод.
н
ню-ню
23 апреля 2018, 09:59
ilya-tr, ну в общем так и есть. ср-71 обклеен керамикой и летает на борогом топливе разработанном специально для него (более нигде не используется). а миг-25 летает быстрее и выше и сделан из нержавейки и летает на керосине. смешно.
Алексей (Крюково)
23 апреля 2018, 10:34
ilya-tr, А если учесть, что по нему не кто толком и не стрелял то реально проверить его магические качества даже не представляется возможным.... -"Параболическая антенна радара Н-019 различает B-2 даже на фоне земли", - скандальное откровение Ларри Нильсена стало предметом горячих споров в среде авиаторов. Нильсен – не простой экспет-аналитик. Это высококлассный специалист, летчик-испытатель ВВС США, которому довелось принять участие в испытании МиГ-29. Самолет попал в руки американцев сразу после объединения Германии и преподнес Пентагону немало сюрпризов – знакомство с новым советским истребителем едва не поставило крест на судьбе "невидимок". -Имеются проблемы с инфракрасным диапазоном: несмотря на все усилия, полностью скрыть раскаленный реактивный выхлоп оказалось невозможно. По свидетельству очевидцев (самолет пару раз рассматривали в тепловизоры на международных авиасалонах), с некоторых ракурсов Спирит заметно светится в ИК-диапазоне. -Другой вопрос – зачем Спирит понадобился супер-радар с АФАР. Всего один импульс – и вражеские системы РТ-разведки засекли местоположение самолета. К примеру, знаменитый коллега Спирита - F-117, вообще не имел бортовой РЛС. Только пассивные средства сбора информации. Никто в здравом уме и доброй памяти не отправит Спирит в одиночку в зону действия ЗРК С-300 или истребительной авиации противника.
ilya-tr
23 апреля 2018, 12:03
Алексей (Крюково), Никто в здравом уме и доброй памяти не отправит Спирит в одиночку в зону действия ЗРК С-300 или истребительной авиации противника. Я про это же, не в одиночку не в группе не кто не проверял его в деле с реальными средствами ПВО а так же и в воздушном бою. По этому все разговоры о его невидимости вполне могут оказаться вымыслом. позже его снимут с производства и за все отмытые деньги даже не кто не сможет спросить.
l
liova01
23 апреля 2018, 09:55
Что-то дёшево он стОит. Не может такой дешёвый самолёт правильно летать.
D
Denis_s_Estonii
23 апреля 2018, 09:58
Бодливой корове- бог рог не дает.
Niname
23 апреля 2018, 09:59
Ну так как назвали Б2 так и стоит 2Биллиона)
y
yarko
23 апреля 2018, 11:43
Niname, хорошая версия))
SSZ
23 апреля 2018, 13:26
Niname, Даешь Б20!
АЕ
Андрей Е
23 апреля 2018, 09:59
История B2 - история инертности военного планирования в США. Ну какой скажите смысл при наличии современного ракетного вооружения, прорываться самолётом через плотное ПВО? Даже тойже краской намазать ракету и пусть себе летит, будет ещё незаметнее чем самолёт. А смысл находится в том, что вроде как программа принята, куда-то там по плану движется, куча народа потеряет работу если её прикрыть. Вот так и получаются сверх дорогие самолёты-корабли-подводные лодки...
jadefalcon
23 апреля 2018, 10:48
"при наличии современного ракетного вооружения" Андрей Е, как раз с этим проблемы. Первое боевое применение AGM-158 состоялось... 14 апреля 2018. (По слухам, одну неразорвавшуюся сирийцы передали РФ.)
aist99
23 апреля 2018, 11:35
Потому что Пентагон всегда может сказать: "А нас кто будет кормить?"
ilya-tr
23 апреля 2018, 12:08
Любопытно было бы узнать, что об этом говорят сами американцы.
z
zif.samarkandskiy
23 апреля 2018, 13:04
летучая мышь.... а вот какова судьба нашего "нового русского" - был такой распальцованный самолёт? чем не угодил? чё-то его вообще не видно, а жаль....вёрткий, юркий...
w
windruf
23 апреля 2018, 13:51
zif.samarkandskiy, ПАК-ФА? дык на прошлой неделе его в Сирии видели.
z
zif.samarkandskiy
23 апреля 2018, 14:10
windruf, нет, который крылами вперед ....
Voevoda-Degeneral MANAYGO
23 апреля 2018, 13:32
"Но действительно ли Б-2 стоит 2,1 миллиарда? Многие считают, что вследствие двойной бухгалтерии и других ловких трюков стоимость самолета сильно завышена, и разработка и производство одной штуки стоят не больше 500 миллионов долларов. " Вот смотрите как надо пилить заказы........ гы-гы-гы
w
windruf
23 апреля 2018, 13:51
ПАК-ФА? дык на прошлой неделе его в Сирии видели.
А
Абрамыч
23 апреля 2018, 14:57
liova01,еще к Солженицыну обратились во время войны с консультацией по изобретению "контуженного капитана из Севастополя" по поглощавшему излучения покрытию.И он дал отрицательный ответ-хотя корчил из себя физика. Это из Архипелага ГУЛАГа.
dr
drilling rig krylovka
23 апреля 2018, 16:00
Во роспил бабла! Нашим на "Восточном" и не снилось такое! Самое удивительное все эти эффективные менеджеры из Боингов и Локхидов на свободе и в ус не дуют. ВПК там рулит сильно. А ведь Эйзенхауэр предупреждал их против всеобъемлющей власти ВПК.
Андрей Воробей
23 апреля 2018, 17:52
Интересно, почему военный бюджет США называют "оборонный"? От кого они обороняются? Ему бы больше подошло название "бюджет нападения", ведь нападают они постоянно.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем