Западные СМИ очень часто сравнивают стиль руководства Владимира Путина, его тактику балансирования на грани фола, тайную агрессию и вопиющую ложь с поведением талантливого игрока в покер. Невозмутимый российский президент редко показывает свои карты, любит блефовать в игре с более сильными противниками и без колебаний идет ва-банк, когда видит благоприятную возможность. Он ведет себя как игрок, которому нечего терять, который нарушает динамику игры, вселяет страх в более сильных игроков и останавливается лишь тогда, когда обчистит весь стол — или сам останется без копейки.
Но неужели настоящие российские профессионалы покера играют по тем же правилам, где главное — это бесстрашие и расчет? Мне было любопытно узнать, что игра за покерным столом может сказать о русском азарте, и я воспользовался шансом, когда в Минске в день православной Пасхи состоялся турнир по русскому покеру.
В неспокойные 1990-е годы я пять лет прожил в России и бегло говорю на русском языке, но свои последние впечатления я неизбежно рассматривал через линзу западной русофобской культуры. Я утратил связь с простыми россиянами и очень хотел вернуться на их орбиту. В то же время, я сделал все возможное для того, чтобы опустошить их бумажники.
Я выяснил, что большинство российских профессионалов ведут себя за карточным столом гораздо спокойнее и покладистее, чем может показаться людям с Запада. Я играю в покер большую часть своей жизни и понял, что покерные столы в Лас-Вегасе — это настоящие аквариумы с акулами по сравнению с радостной и компанейской игрой в Минске. Русские легко сбрасывали карты, редко докупали и меняли их, и не заманивали меня, как это делают профи в Лас-Вегасе. В первый же день я поднялся на 500 с лишним долларов и при этом даже не вспотел.
Россияне — это полная противоположность своему лидеру с каменным лицом. Они улыбаются, когда им идет хорошая карта, и они недовольно облизывают губы, когда карты плохие.
Техасский холдем — это относительно новая игра в России, и популярность она начала обретать только в последние 10 лет. У русских игроков максимум трех- или пятилетний опыт игры в эту версию покера. Но их вежливость и учтивость просто поражают. Американские игроки орут, гневно швыряют свои карты и даже фишки в сдающего, а русские показывают образец хорошего поведения. Когда сдающий допускал ошибку, или игрок нарушал правила, они почти не спорили с подходившим к ним менеджером. За все время турнира я не увидел ни единой драки, ни единого громкого спора.
Наверное, именно в этом заключается настоящий секрет той власти, которой Путин и его коррумпированная клика обладают над огромным российским народом. Русские при царях на протяжении столетий были крепостными и до сих пор слепо уважают власть, не желая оспаривать существующее положение вещей.
Именно такое великодушие русских и их безоговорочное уважение к суждениям Путина дает ему полную свободу действий на международной арене, где он творит, что хочет. Без согласия подданных ему ни в коем случае не удалось бы остаться безнаказанным после всех его проделок на Украине и в других местах.
Тем не менее, агрессивная манера Путина может быть той причиной, по которой покер в современной России становится все более популярным. Азартные игры в Москве и Санкт-Петербурге объявлены вне закона, но игроки рассказывали мне о подпольных играх в покер на кухнях, в подвалах баров и ресторанов.
Черноморский курортный город Сочи, где в 2014 году проходила зимняя Олимпиада, находится в одном из немногих российских регионов, где азартные игры разрешены. Сегодня он стал покерной столицей страны и быстро превращается в русский Лас-Вегас. Обычно здесь проводятся турниры по русскому покеру, а также Мировая серия покера и игры покерных звезд.
Увидев, что я интересуюсь покером в Сочи, российские игроки порекомендовали мне записаться на предстоящие турниры в социальной сети ВКонтакте, которую называют русским Фейсбуком. Когда я сказал, что эта сеть на Украине запрещена (я живу в этой стране), весь стол с сожалением вздохнул.
«Действительно, — печально сказал один из игроков. — Я слышал что-то такое, но подумал, что это просто слухи».
Из разговоров стало ясно, что русские в большей степени опечалены, чем злы, из-за того, что Украина настроилась против них (так они считают). Я был единственным игроком из Киева, и меня постоянно спрашивали, не привез ли я с собой украинских друзей. Мой отрицательный ответ очень их опечалил. Один игрок начал вспоминать турнир по русскому покеру в Киеве четырехлетней давности, который проходил как раз во время восстания на Майдане. Игра продолжалась даже тогда, когда демонстранты в нескольких кварталах бросали в полицию коктейли Молотова.
Прошло четыре года, и разрыв между братскими некогда народами России и Украины стал полным и окончательным. За все время пребывания в Минске я не увидел на турнире ни одного украинца.
Но иностранных игроков там было довольно много, в основном сирийцы, турки и иранцы, живущие в России и Белоруссии. Они больше походили на покерных акул из Вегаса: постоянно повышали ставки или шли ва-банк просто ради удовольствия и из желания запугать соперника. Я ждал, что такие агрессивные выходки усилят напряжение в зале и заставят националистически настроенных россиян выразить свое презрение к иностранцам.
Но эти безгрешные русские праведники покера упорно не желали выражать недовольство. Один из них, весь вечер пивший водку рюмка за рюмкой, после проигрыша сирийскому игроку обнял его и сказал, пьяно путаясь в словах: «Мы же братья. Ваша борьба — наша борьба».
Но хотя союзниками России в борьбе против Запада, а также за покерным столом являются сирийцы и иранцы, Америка до сих пор занимает важное место и заметна во всем. Несмотря на российское бахвальство и угрозы в адрес Вашингтона, расчеты на турнире производили в долларах, а когда столы поздно вечером начали пустеть, игроки стали менять свои фишки на американскую валюту.
В последний день моего пребывания в Минске я принял участие в быстром покерном турнире со ставкой 450 долларов. Я играл аккуратно, но агрессивно, и после нескольких удачных раундов поздно вечером пробился в финал, в котором участвовали 20 игроков.
Лидером по количеству фишек был Аслан из Ярославля. Это древний город на Волге с православными церквями и средневековыми башнями. Когда я в хаотичные 90-е посетил Ярославль, это была настоящая дыра с разрушенными храмами и дорогами в рытвинах. Крепкий и лысый Аслан скороговоркой рассказывал мне, что теперь город преобразился, стал современным и красивым, что там появились гастрономические пабы, торговые центры, приличные дороги и даже салон по продаже «Лексусов».
Хотя Путин проводит безрассудную внешнюю политику, балансируя на грани войны, и сомнительную внутреннюю политику, он как президент обеспечил определенное благополучие даже отдаленным провинциям своей страны. Большинство игроков на турнире были не из Москвы и не из Санкт-Петербурга. Это были люди из небольших городов со всех концов России, и у них были деньги, которые они могли легко и безболезненно просадить.
Аслан приехал в Минск с друзьями. Все они явно были русскими, но сам он принадлежал к татарскому меньшинству — луноликий, с высоким лбом и раскосыми глазами. Сев слева от меня, он все время мешал мне играть, путал меня, провоцировал, ловил на блефе и подталкивал к краю, когда получал хорошую карту. В отличие от остальных, в нем была агрессивность и бесстрашие прирожденного игрока в покер. Наверное, это неудивительно — ведь он был потомком Чингис-хана и грозной Золотой Орды, которая в средние века правила Россией и грабила ее на протяжении столетий.
Когда я пошел против него ва-банк, он продолжил, и со своей жалкой парой девяток побил мою пару туз-король. Я встал из-за стола, а он лукаво улыбнулся, наморщив при этом лоб, и в этот момент напомнил мне самого Путина.
«Приезжайте к нам летом на чемпионат мира по футболу! — крикнул он мне вслед. — И привозите своих американских друзей». «Но большинство моих друзей боятся России», — ответил я Аслану. Тот изумленно вскинул голову и снова улыбнулся. «Боятся нас? Почему? Мы дружелюбные и гостеприимные люди, и мы никогда никому не причиняем вреда». Весь покерный стол взорвался аплодисментами.
Позже я прочитал, что он победил на турнире и получил награду в 25 000 долларов. Похоже, что в России в итоге всегда выигрывает самый сильный и самый хитрый.
Виджай Махешвари — писатель и предприниматель, живущий в Киеве.