Ким Чен Ын и Мун Чжэ Ин договорились закончить корейскую войну — через 68 лет после ее начала. Есть пять причин верить в то, что добрый настрой продлится. И одна, дающая основания для пессимизма.
Для двух людей это был маленький шаг, но, возможно, он был большим скачком для человечества: когда Ким Чен Ын и Мун Чжэ Ин утром в пятницу рука об руку перешли границу Южной Кореи, это, вне всякого сомнения, был исторический момент.
День вообще был богат на светлые моменты. Договор двух лидеров может обеспечить прочный мир между двумя странами, которые разделены с 1950 года и могут похвастаться лишь хрупким перемирием с момента окончания боевых действий в 1953 году.
Еще полгода тому назад фотографии улыбающихся лидеров было просто невозможно себе представить. В конце ноября северокорейцы запустили ракету, которая теоретически могла бы пересечь Тихий океан и поразить США.
Лидеры двух стран были оптимистично настроены и после встреч в 2000-м и 2007-м годах, но оба раза радость оказывалась недолгой. Теперь для оптимизма гораздо больше оснований. Вот пять причин, дающих основание думать, что пятничный проблеск может завершиться долговременным успехом:
1.Выигрывают все
В корейском конфликте непосредственные интересы имеют четыре страны: помимо Северной и Южной Кореи важнейшими игроками являются сверхдержавы США и Китай. Всем четырем странам пойдет лишь на пользу, если добрый настрой продолжится.
Северная Корея изолирована от остального мира и полностью зависит от Китая. Санкции против страны имеют серьезные последствия, население страдает. Ким знает, что сегодняшняя ситуация нестабильна. Если удастся договориться о мирном договоре — причем здесь он сам тоже сможет выдвигать условия — он выиграет всё.
Южная Корея вот уже почти 70 лет живет, опасаясь нападения со стороны Северной Кореи. У южнокорейских компаний есть огромные возможности инвестировать в Северную Корею, и президент Мун в прошлом году шел на выборы с лозунгом «политики солнечного света», чтобы закончить продолжительный конфликт.
США боятся ядерного оружия Северной Кореи и межконтинентальных баллистических ракет, они выиграют, если Северная Корея прекратит ядерные испытания и запуски ракет. Бонусом будет и возможность сократить количество солдат в Южной Корее, к чему Трамп призывал ранее.
Китай уже давно боится возможного потока беженцев из Северной Кореи в случае, если разразится новая корейская война или падет режим Кима. Еще больше он опасается американских солдат у границ Китая. Бряцание саблями со стороны Кима снизило уровень стабильности в регионе, который Си Цзиньпин хочет сохранить на высоком уровне, чтобы усилить экономическую гегемонию Китая. И хотя Китай в определенной степени оттеснен на второй план в ведущихся сейчас беседах, Пекин очень заинтересован в том, чтобы страх перед возможной войной исчез.
2. Ким умело играет в карты
«Самая большая разница между тем, что сейчас, и тем, что было в 2000-м или 2007-м? У Кима сейчас карты гораздо лучше», — говорит в беседе с «Афтенпостен» (Aftenposten) эксперт по Корее Владимир Тихонов из Университета Осло.
Сейчас Ким получает возможность открыть страну для иностранных инвестиций и обеспечить экономическое развитие Северной Кореи, одновременно с этим он, вероятно, сможет сохранить всю полноту власти.
«Есть и еще один бонус: он сможет уменьшить огромное влияние Китая на Северную Корею, — говорит Тихонов.
3. Огонь и ярость
Свою роль, безусловно, сыграла и жесткая линия Дональда Трампа в отношении Ким Чен Ына. Осенью прошлого года он предостерег Северную Корею, заговорив об «огне и ярости», если Ким не приглушит агрессию, а в речи в ООН Трамп предупредил, что может «полностью уничтожить Северную Корею».
Некоторые эксперты считают, что американский президент вполне был в состоянии осуществить свои угрозы и напасть на Северную Корею, и что это способствовало тому, что Ким с бОльшим желанием пошел на переговоры.
«Совершенно очевидно, что это заслуга Дональда Трампа», — заявила министр иностранных дел Южной Кореи Кан Гюн Ва в беседе с СNN в начале этой недели.
Несмотря на то, что главные советники Трампа, особенно советник по национальной безопасности Джон Болтон и свежеиспеченный госсекретарь Майк Помпео считаются ястребами во внешней политике, президент сейчас проложил дипломатический курс, который может способствовать достижению прочного мира в регионе. Через месяц Ким встретится с Трампом, место встречи пока неизвестно.
Но мирные переговоры могли бы произойти и без помощи США, говорит Владимир Тихонов из Университета Осло.
«Я не стал бы очень сильно выделять роль Трампа. Этот прорыв, в основном, стал результатов длительной политической работы, проделанной Северной и Южной Кореей», — говорит он.
4. Сила символов
В 2000-м и 2007-м годах для встреч с северокорейскими властями тогдашним южнокорейским президентам пришлось ехать в Пхеньян. Информация о встречах была весьма ограниченной и осторожной.
На этот раз все проходило на виду у всех, день был полон глубоко символичных действий. Например, когда Ким и Мун посадили на границе дерево: это растение проросло в 1953 году, когда было заключено перемирие. Земля, которая была использована при посадке, была доставлена с южной и северной оконечности Корейского полуострова, а полито дерево было водой из двух рек по обе стороны границы.
Символика встречи двух руководителей на границе, первая речь Кима, обращенная к мировому сообществу и то, что встреча сознательно была рассчитана на то, чтобы приковать к себе внимание, существенно осложнит попытку повернуть процесс вспять.
5. Проверьте цены на недвижимость у границы
Многие южнокорейцы скептически отнеслись к политике «солнечного света» Муна, поскольку опасались, что Ким воспользуется ситуацией, а своих обещаний не сдержит. Сейчас оптимизма стало больше.
Вот один из признаков этого: в последние недели цены на недвижимость в районе Пхаджу, к северу от пограничного перехода, где встречались Ким и Мун, резко подскочили.
В пятницу на Сеульской бирже резко поднялись в цене и многие основные акции, в частности, это касается компании Хёндэ Энджиниринг энд Констракшн (Hyundai Engineering and Construction), которая уже сейчас ведет проекты с Северной Кореей. Это указывает на то, что рынок испытывает оптимизм и надеется на прочный мир.
Есть основания и для пессимизма: дьявол прячется в деталях
Но многое может пойти не так. В 2000-м и 2007-м годах многие тоже были настроены оптимистично, но мирные переговоры тогда были сорваны. Во многом причина заключалась в отсутствии у Северной Кореи желания завершать свою ядерную программу. Кроме того, на переговорах сторонам явно не хватало доверия друг другу.
Договор, заключенный в пятницу, содержит положение о полном ядерном разоружении Корейского полуострова. И тут многое может пойти не так. Ким знает, что это его сильнейшая карта, и он знает, что произошло с Муаммаром Каддафи в Ливии и Саддамом Хуссейном в Ираке после того, как они завершили свои программы создания оружия массового поражения.
Угрозы США выйти из ядерного соглашения с Ираном также могут вызвать в Пхеньяне беспокойство по поводу того, что смогут сделать американцы, если Северная Корея сама сделает себя уязвимой.
Для того, чтобы между Северной и Южной Кореей установился прочный мир, нужно очень многое. Если получится, многие будут считать Ким Чен Ына и Мун Чжэ Ина — а может быть, и Дональда Трампа — очевидными кандидатами на Нобелевскую премию мира этого года, если кто-то, конечно, успел выдвинуть их кандидатуры до 26 февраля этого года.
Но история 2000-го и 2007-го годов говорит о том, что политике солнечного света может угрожать непогода. Дела, как и всегда, не должны расходиться со словами.