Эмбер Радд (Amber Rudd) резко ушла в отставку с поста главы МВД после многократных попыток оправдаться за несправедливое обращение с мигрантами поколения Виндраш (прибыли в Британию в 1948 — 1971 гг. из стран Карибского бассейна, названы по имени корабля MV Empire Windrush, который привез мигрантов 22 июня 1948 года).
Министр внутренних дел была вынуждена покинуть свой пост после выхода в «Гардиан» серии разоблачений, кульминацией которой стала пятничная публикация, показавшая, что Радд, судя по всему, была осведомлена о наличии плановых показателей по выдворению нелегальных мигрантов из Великобритании.
В воскресенье днём давление на главу ведомства усилилось, когда «Гардиан» опубликовала её письмо 2017 года Терезе Мэй (Theresa May), в котором Радд заявила премьер-министру о своём намерении увеличить количество депортаций на 10%. Очевидно, что это противоречит недавним заверениям министра о том, что она не знает о наличии плановых показателей по депортации.
В понедельник Радд получила порцию критики в Палате общин. По данным источников на Даунинг стрит, когда она готовилась к выступлению, появилась новая информация, которая убедила её непреднамеренно ввести в заблуждение парламент. И как раз поэтому Радд позвонила премьер-министру в воскресенье, чтобы попросить об отставке.
В адресованном премьер-министру прошении об отставке, опубликованном спустя несколько часов после последней утечки информации в прессу, Радд сообщила, что «ознакомилась с предоставленной её офису информацией, к которой упоминаются плановые показатели. Я должна была знать об этом и несу полную ответственность за то, что не знала».
Премьер-министр ответила, что, по ее мнению, Радд предоставила свои доказательства «добросовестно»; но также предложила ей «понять, почему, теперь у вас есть возможность пересмотреть предложение, которое вы получили по этому вопросу, вы приняли решение, которое вы приняли, и взяли на себя ответственность за непреднамеренное введение в заблуждение комитета по выборам на дому».
Мэй добавила, что Радд руководила министерством, являя пример «великолепной честности, сострадания и самоотверженности, несмотря на личные и политические проблемы, с которыми вы столкнулись в этот период».
Цепь событий, которая привела к отставке Радд, была запущена в среду, после очередного обращения депутата парламента от лейбористов Иветт Купер (Yvette Cooper)к министру с просьбой отказаться от использования плановых показателей в комитете по выборам на дому. Это побудило Радд настаивать, что «мы так не работаем».
На следующий день она пообещала отказаться от использования плановых показателей, заявив следующее: «Я не проверила либо не увидела, либо не вычеркнула какие-либо плановые показатели по будущим депортациям, впредь я не буду так поступать». Она также добавила, что изменит культуру министерства внутренних дел сверху донизу, подчеркнув: «Я могу это сделать».
Она добавила: «Я надеялась в ближайшие месяцы разработать политику, которая позволила бы правительству выполнить обе эти жизненно важные задачи». Радд работала над рассчитанной на долгосрочную перспективу белой книгой по вопросам миграции.
В последние дни главе МВД пришлось столкнуться с серьёзным давлением из-за её роли в установлении культуры и проведении политики, результатом которых стало лишение давно живущих в Британии выходцев из стран Карибского бассейна здравоохранения, пенсий и льгот, а в некоторых случаях и угроза их депортации.
Рассуждения о ее будущем закрутились вокруг Вестминстера поздно вечером в пятницу, когда МВД и Даунинг-стрит на протяжении более чем восьми часов не могли прокомментировать разоблачения, опубликованные в «Гардиан».
В пятницу вечером всё-таки вышел официальный комментарий Радд, в котором она настаивала на своей неосведомлённости. «Я не знала о наличии плановых показателей по депортации. Я согласна, что должна была (знать), но, к сожалению, это не так».
Она пообещала дать объяснения в Палате общин в понедельник. Но вместо этого написала прошение об отставке.
Премьер-министр после первоначального отказа от предложения встретиться с лидерами государств, права уроженцев которых оказались затронуты, была вынуждена извиниться за подобное обращение с поколением Виндраш во время недавней встречи глав правительств стран Содружества.
Озвученные повторно собственные извинения Радд не помогли избавиться от ощущения, что глава МВД должна была знать, что происходит (в ее ведомстве) — и исправить все на ранней стадии.
В понедельник она также столкнулась с жесткими вопросами о том, способствовал ли ее собственный энтузиазм в борьбе с нелегальной иммиграцией выбору способов работы с поколением Виндраш.
Министр внутренних дел теневого кабинета Диана Эббот (Diane Abbott)назвала публикацию газетой «Гардиан» разоблачений Радд правильным решением.
«То, что я говорила, когда призвала ее уйти в отставку на прошлой неделе, состояло в том, что это дело чести. Учитывая ее бросания из стороны в сторону, а также вопрос о том, была ли она правдивой в комитете по выборам на дому, я не думаю, что поколение Виндраш станет доверять ей», — сказала она.
Однако консервативные коллеги сплотились вокруг Радд. Главный секретарь Казначейства Лиз Трасс (Liz Truss) сказала: «Очень жаль, что Эмбер Радд ушла в отставку. Она не только фантастический, сострадательный и смелый политик, но и очень благородный коллега». Другой министр, Марго Джеймс (Margot James), описала ее как «компетентную, авторитетную и совершенно порядочную».
Отставка Радд рискует расстроить хрупкое равновесие в кабинете Мэй перед Брекситом, и уже в среду ожидается решительный обмен мнениями об отношениях Британии с таможенным союзом ЕС.
После того, как её оттеснили на задворки, некоторые коллеги ожидали, что Радд, как сбитый лётчик, начнет говорить о Брексите и, возможно, даже присоединится к голосам, бросающим вызов правительству, которые призывают продолжить тесные отношения с ЕС.
Общее настроение среди пострадавших в результате истории с Виндраш, говорило о том, что отставка необходима. 60-летний Антони Брайан (Anthony Bryan), который провел пять недель в центрах по вывозу иммигрантов за последние два года, несмотря на то, что он прожил в Великобритании более полувека, был одним из первых опрошенных «Гардиан» в ноябре прошлого года по поводу политики МВД. Он сказал, что «чуть не свалился» от шока, когда услышал известие об отставке Радд.
«Это шок. Я чувствую, что помог отправить в отставку главу МВД. Я бы не сказал, что я доволен; мне жаль ее в некотором смысле, потому что похоже, что она несёт наказание за Терезу Май», — сказал он.
Но он признал, что Радд плохо справлялась, отвечая на вопросы о наличии планов по депортации. «Либо она лгала, либо не знала. Думаю, она подала в отставку, потому что не хотела встретить понедельник (в ранге министра)».
Кардлин Джонсон (Cardlin Johnson), чьи братья пострадали в истории с Виндраш, отметила, что восприняла последние новости с горьковатым привкусом. «Радд должна была уйти из-за ее выступления, а также из-за отрицания наличия планирования по депортациям», — сказала она.
«Но мы все знаем, что именно Тереза Мэй является архитектором миграционной политики 2014 года. Я чувствую, что они два сапога пара. Мое личное мнение: Тереза Мэй следующая. Может быть, сейчас ей стоит оглянуться».